ЕЛЕНА БЕЛОУСОВА
Построение системы партнерских отношений с родителями детей с ОВЗ как способ повышения эффективности коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Построение системы партнерских отношений с родителями детей с ОВЗ как способ повышения эффективности коррекционной работы
Развитие личностных качеств ребенка происходит под влиянием социальных факторов, т. е. развитие личности обусловлено средой, которую представляет социум, его жители, организации и учреждения, целеустремленное воспитание, осуществляемое системой образования. Образование является одной из социально-педагогических систем, которая призвана реализовывать социально-задаваемые функции и цели, но при этом не выступает как единственный фактор воспитания молодого поколения. Как открытая система она осуществляет деятельность, и совершенствует ее под влиянием природных, социальных, экономических и иных факторов.
Публикация «Построение системы партнерских отношений с родителями детей с ОВЗ как способ повышения эффективности коррекционной работы» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Формирование личности ребенка, имеющего отклонения в развитии, по Л. С. Выготскому, «…должно быть подчинено социальному, должно быть увязано с ним и даже больше – органически слиться с ним, войти в него как составная часть. Надо воспитывать не дефективного, но ребенка, прежде всего. Социальное воспитание победит дефективность» (1, с. 31).
Воспитание невозможно отделить от процесса преодоления или ослабления недостатков, которые заложены в основе своеобразия личности. Процесс становления, развития ребенка как личности происходит в процессе взаимодействия с окружающей средой, оказывающая на него влияние при помощи различных социальных аспектов. Создание требующихся условий для многостороннего (интеллектуального, морального, культурного, физического) развития ребенка выдвигается на первый план при социальной адаптации детей с нарушением в речи.
На базе названных установок производится социальное воспитание в аспекте партнерства семьи с образовательными учреждениями. Такое партнерство обеспечивает реабилитацию и воспитание детей с нарушениями речи. Кроме того, его задача заключается в восстановление их социального статуса и включения в систему общественных отношений.
Балалиева О. В. отмечает, «партнерство (от фр. pаrtenаire – участник совместных действий) – цивилизованная форма отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Его особенность заключается в необходимости «думать вместе и действовать сообща» (О. Конт, а суть – в признании чужих интересов как основного условия существования собственных» (6, с. 11).
По мнению Балалиевой О. В., такое «…взаимодействие рядом авторов (Е. Е. Алексеевой, Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной, Т. А. Нежновой, А. А. Майер, И. А. Хоменко) рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей…» (6, с. 18).
«В последние годы опубликованы теоретические и практико-ориентированные материалы по проблеме воспитания; «Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования.» Л. Е. Никитиной и И. А. Липского, «Воспитание - проблема современного образования в России» И. А. Зимней» Б. К Боденко; «Новое воспитание» Н. Е. Щурковой; «Теоретические основы воспитательного процесса» МИ. Рожкова, Л. В. Байбородовой; «Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика» Е. А. Ямбурга; «Теория воспитания: философско-антропологический подход» Л. М. Лузиной; «…Руководство по организации самовоспитания школьников» Г. К. Селевко и ряд других. Л. А. Григорович говорит: «…важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей…».
По мнению авторов, «…партнерство - важная проблема управления образованием. Оно означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности. Партнёрство в образовании вызвано непрерывным процессом нарастания социального и культурного…».
Термин «партнерство» появился в образовании совсем недавно и имеет различные толкования.
Б. М. Галкин считает, «…партнёрство - это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.» (16, с. 61).
Он считает, «. основой понятия «партнёрство» выступает «конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон». Данную основу можно увидеть в определениях партнёрства в сфере образования. Так, в исследовании О. Д. Никольской «…партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса…» (38, с. 17).
На основе анализа определений термина «партнёрство» Балалиева О. В. выделяет такие существенные особенности партнёрства по отношению к образованию (6, с. 17) :
- партнерство в системе дошкольного образования между социальными группами такой профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают педагоги ДОУ, взаимодействуя с представителями других сфер общественных организаций;
- партнерство, инициируемое системой дошкольного образования.
«…Взаимодействие учителя-логопеда с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет учителем-логопедом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.», - отмечает О. В. Балалиева. Также, оно предполагает обоюдное желание родителей и логопеда поддерживать взаимоотношения друг с другом.
В своей научной работе Э. Ш. Шаукенова приводит пример - «… анализ психолого-педагогической теории и практики, который позволяет определить несколько моделей работы с родителями, имеющими ребенка с речевыми нарушениями»» (39, с. 20) :
- «экспертная» модель. Логопед выступает как главный эксперт во взаимодействии с родителями, в связи с чем, он анализирует, знакомит родителей с необходимой информацией на данный момент;
- «трансплантантная» модель. Родители напрямую участвуют, присутствуют в коррекционном процессе, если необходимо, то участвую в коррекционно-развивающих занятиях, а также применяют и закрепляют полученных знания и умения в домашних условиях;
- «потребностная» модель. Задачи, которые решаются приданном направлении напрямую удовлетворяют потребности законных представителей ребенка его семьи. Основная задача, которая стоит перед учителем – логопедом разъяснить показать на практике, как можно и нужно работать с ребенком для того чтобы помочь ему справится с речевыми нарушениями. Родители смогут самостоятельно отобрать понятную и полезную информацию для своего ребенка. состоит в том, чтобы ознакомить и продемонстрировать родителям целый ряд способов помощи ребенку с опорой на имеющиеся возможности, то есть предоставить им нужную информацию, из которой они смогут выбрать полезное и необходимое для своего ребенка.
К основным формам работы с родителями Э. Ш. Шаукенова относит следующие : «групповые, включающие родительские лектории, родительские вечера; коллективные - родительские собрания; индивидуальные – беседа, консультации».
Помимо этого, Э. Ш. Шаукенова говорит: «…что одной из эффективных форм работы является также консультация, которая позволяет родителям приобрести новые сведения о дефекте, его исправлении в домашних условиях на основе выполнения с ребенком домашних заданий…». Все это «побуждает родителей серьезно присматриваться к детям; - задуматься над тем, какими путями их лучше воспитать.» (59, с. 21).
По мнению Ю. С. Шабашовой, построение системы партнерских отношений учителя-логопеда и родителей может реализовываться через (48, с. 15) :
- вовлечение родителей в коррекционно - педагогический процесс;
- расширение области участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- нахождение родителей на занятиях в приемлемое для них время;
- формирование условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
- информационно-педагогические материалы;
- различные программы общей деятельности детей и родителей;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- объединение усилий учителя-логопеда и родителей в их деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
- выражение понимания, терпимости и такта в процессе воспитания и обучения ребенка, готовность учитывать его интересы, при этом не игнорировать чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Ю. Шабашова говорит, «…работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы учителя-логопеда, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых…».
Поэтому Ю. Шабашова утверждает, «спецификой работы учителя-логопеда с родителями воспитанников является.» (58, с. 12) :
- высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей;
- высокий уровень занятости родителей воспитанников;
- высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в ДОУ на современном этапе.
Данилина Т. А. изучала вопрос, который касается того, как должны формироваться партнерские отношения между родителями и учителем-логопедом. Так, по ее мнению, «оказалось, логопедам требуется помощь организационного характера и активная деятельность родителей». Помощь, желаемую родителями от учителя - логопеда, состоит «…в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а также в подготовке детей к школе…». Многие родители жалуются на то, что «не получают конкретных советов по поводу развития ребенка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям…» (18, с. 46).
Таким образом, от сотрудничества родителей и учителей-логопедов зависит последующее развитие ребенка.
Для решения проблемы, которая заключается в безучастном отношение родителей к коррекции речевых нарушений, важным является вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками коррекционно-педагогического процесса.
В своем исследовании О. А. Комарова утверждает, что «ФГОС ДО прописывают основные принципы дошкольного образования: сотрудничество организации с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» (27, с. 11).
Поэтому, утверждает О. А. Комарова, «учитель-логопед детского сада как никогда должен признать, что сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения…».
В замечаниях, О. А. Комаровой говорится, «…учитель-логопед должен заострить внимание родителей на том, что дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. В беседах с родителями важно подчеркнуть, что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка, ясно представлять, какого человека они хотят вырастить, какие черты характера в нем сформировать». (27, с. 13)
Достижение высокого результата в развитии, удовлетворение интересов семьи, создание такого единого пространства возможно лишь при разработке новой системы сотрудничества, основанной на партнёрстве.
По мнению Комаровой О. А., для решения этой задачи необходимо (27, с. 10) : «… установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить усилия для развития и воспитания детей; сформировать атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения…»
В своих работах Комарова О. А. утверждает, что «учитель-логопед и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
Чтобы построить эффективную систему партнерских отношений между учителем-логопедом и родителями, Комарова О. А. предполагает в своем исследовании применять следующие принципы взаимодействия:
- общий подход к воспитанию ребенка родителей и учителя-логопеда;
- взаимодоверие в отношениях между учителем-логопедом и родителями;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- равноправие и равно ответственность родителей и учителя-логопеда.
Тимощенко О. Л. в своей работе утверждает, «…возможность построения партнерских отношений между родителями и учителем-логопедом предполагает готовность двух сторон одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами - стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью…»» (51, с. 30).
В связи с этим, формирование партнерских отношений между главными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) является длительным и сложным процессом.
Тимощенко О. Л. утверждает, «…для эффективности данного процесса родителям и учителю-логопеду следует придерживаться конкретных принципов…» (51, с. 32) :
-. доброжелательный стиль общения учителя-логопеда с родителями
Позитивный настрой на общение, по мнению Тимощенко О. Л., «…является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа учителя-логопеда группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «…моделью на бумаге.», если логопед не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Учитель-логопед общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие учителя-логопеда с родителями - значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие…».
-. индивидуальный подход
Данный подход требуется в работе, как с детьми, так и с родителями. Учителя-логопеды, при работе с родителями, должны чествовать обстановку, настроение, как матери, так и отца. В такой ситуации помощью станет человеческое и педагогическое умение логопеда успокоить родителя, посочувствовать, а также вместе подумать, каким способом можно помочь ребенку в различных ситуациях.
-. сотрудничество, а не наставничество
В наш информационный компьютерный век, наши родители черпают информацию отовсюду, поэтому являются весьма подкованными в вопросах воспитания своих детей. Поэтому, О. Л. Тимощенко, утверждает: «позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь…».
- качественная подготовка качественного материала
Каждое, даже самое маленькое мероприятие по работе с родителями следует серьезно и тщательно готовить. Главное в этой работе – «…качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.».
-. динамичность
Процесс воспитания детей с нарушениями речи должен осуществляться через грамотно выстроенные партнерские отношения учителя-логопеда и их родителей, законных представителей. Для этого учителю-логопеду необходимо все выше сказанное и грамотно построить коррекционно-педагогическую работу, с целью эффективного вовлечения родителей в данный процесс.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. (42, с. 22) :
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.