Валентина Панфилова
Построение развивающей среды в средней группе детского сада. Статья с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1) : Развивающая предметная среда детства — это система условий, обес-печивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Публикация «Построение развивающей среды в средней группе детского сада, Статья с презентацией» размещена в разделах
К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда НОД, компьютерно-игровой комплекс и др.
Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.
(СЛАЙД 2) : Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:
• концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
• письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
• письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
• Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
(СЛАЙД 3) :
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Кон-цепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.).
Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать — радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
В соответствии с Концепцией в каждой возрастной группе выделяются зоны (центры) :
- зона сюжетно-ролевых игр
- зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми
- учебная зона
- физкультурно-оздоровительная зона
- литературная зона
- экологическая зон
- зона художественно-творческой деятельности детей.
СЛАЙД 4) : ИГРОВОЙ ЦЕНТР
Характерным для сюжетной игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровой обстановки "под замысел".
1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).
Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).
Шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки; копии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль.
Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.
Летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал, пульт управления с функциональ-ными кнопками — дверные звонки; выключатели — реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт.
Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт.
Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; бутафория — штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба.
Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые, катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы, веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.
2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы).
(СЛАЙД 5) : ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР
1). Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста:
Младший и средний дошкольный возраст
1. Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира.
2. Произведения поэтов и писателей России.
3. Литературные сказки.
4. Русские народные и сказки народов мира.
5. Небылицы.
6. Басни (со средней группой).
7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках) со средней группой.
(СЛАЙД 6) : ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театрализованная деятельность
1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
2. Кукольный театр.
3. Театр из игрушек-самоделок.
4. Театр резиновых игрушек.
5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
6. Клубковый театр.
7. Театр марионеток.
8. Плоскостной театр.
9. Теневой театр.
10. «Уголок ряженья» : костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
(СЛАЙД 7) : ЦЕНТР НАУКИ
Среди объектов для исследования в действии все большее место должны занимать объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т. п.). Усиливается значение объектов-"головоломок" в широком понимании этого слова, несущих в себе познавательно-исследовательскую задачу (как это устроено, что надо сделать, чтобы достичь какого-то эффекта, как разобрать и снова собрать эту вещь, стимулирующих предварительное рассуждение, анализ целого и его элементов, действия по преобразованию объекта с поиском причинно-следственных отношений и комбинаторных связей.
В средней группе должен появиться нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т. п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.
Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей.
Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных "комплексных" оснований классификации предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента в класс, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т. п. При этом карточки могут быть обычными (допускающими многовариантные решения) или с замковым соединением типа паззлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов).
- ЦЕНТР РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
- ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА)
Игры и оборудование для развития речи :
1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5x10 см). Наклеить: кусочек искусственного меха; наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); кусочек мягкой ткани (байки, фланель); воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно); спички или маленькие тонкие палочки; скорлупки от орехов; фольгу или целлофан; бархат или бархатистую ткань; рубчатую ткань (вельвет); крупу (гречневую или перло-вую); чешуйки от шишки.
2. Коллаж - лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры
3. Настольно-печатные игры.
4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).
- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.
Для детей 4—5 лет
1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб».
2. Серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Сложи картинку».
3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).
4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание вре-менных отношений.
5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).
6. Игры с алгоритмами, включающие 3—5 элементов («Выращивание дерева»).
7. Альбомы с образцами логических упражнений.
(СЛАЙД 8) : ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Комнатные ( цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек») и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое — неживое»).
2. Место для труда ( инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т. д.)
3. Календарь природы
4. Картины - пейзажи по времени года;
5. Мини-лаборатория для исследовательских опытов;
6. Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т. д.
7. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
8. Сита и воронки.
9. Соломки для коктейля.
10. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок)
11. Разные виды бумаги.
12. Карточки-схемы проведения экспериментов.
13. Персонажи, наделенные определенными чертами (любознательный, удивляющийся и задающий вопросы Почемучка, от имени которых моделируются проблемные ситуации.
(СЛАЙД 9) : ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.
Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.
Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).
1. Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.
2. Образцы построек и поделок.
3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.
4. Палочки.
5. Наборы для моделирования
(СЛАЙД 10) : ЦЕНТР ИСКУССТВА
Оборудование для ИЗО:
Развертывание и реализация новых целей требуют от детей более развитых и разнообразных навыков и умений. В связи с этим потребуются новые материалы и инструменты. Дети активно работают с ножницами по созданию коллажей, используют в своей работе по конструированию природные и бросовые материалы и т. п.
Дети, в этом возрасте, воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.
Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, мы вводим в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.)
Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т. п.).
1. Полочка с произведениями искусства
2. Трафареты, лекала, геометрические формы
3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры
4. Белая и цветная бумага
5. Ножницы
6. Пластилин, салфетки
(СЛАЙД 11) : ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок", который может быть представлен как тележка на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры, следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.
Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей.
В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.
1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и пр.)
2. Картотека подвижных игр.
(СЛАЙД 12) : ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т. д.); народные игрушки;
2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.
(СЛАЙД 13) : ЦЕНТР НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ.
(СЛАЙД 14) : ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ
(СЛАЙД 15) : НАСТЕННЫЙ ГРУППОВОЙ МАТЕРИАЛ
1. Плакаты типа «Семь - Я», стенды для демонстрации детского творчества и пр.
УГОЛОК ИМЕНИННИКА
Оформляется в свободной форме.
УГОЛОК КОЛЛЕКЦИЙ
- Камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари.
(СЛАЙД 16) : СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ