Галина Катунина
Постановка целей и задач педагогического опыта
Целью педагогической деятельности в данном направлении является формирование основных видов движений у детей дошкольного возраста в процессе технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач :
1. Создать условия для формирования основных видов движений детей дошкольного в процессе технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного.
2. Разработать систему упражнений для формирования основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Постановка целей и задач педагогического опыта» размещена в разделах
3. Опытным путем проверить эффективность системы формирования основных видов движений у детей дошкольного возраста посредствам технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного.
Содержание образования
Работа над опытом началась с побора методики. Целью методики является выявление у детей дошкольного возраста исходного уровня, при котором сформированы основные виды движений. Анализ диагностических исследований на начальном этапе показал, что у детей в основном низкий уровень формирования основных видов движений. У детей слабо развиты координационные способности, недостаточно развита гибкость и выносливость. Все это затрудняет усвоить детям различные физические упражнения и повысить уровень физических качеств.
Данные диагностики свидетельствовали о необходимости целенаправленной систематической работы по формированию основных видов движений у детей дошкольного возраста. На основании полученных результатов автор сделала вывод о том, что работа по формированию основных видов движений у детей осуществлялась не систематически, педагогический процесс не достаточно оснащен различными упражнениями, мало места отводится здоровьесбережению. Таким образом, перед автором опыта стала задача наметить работу по формированию основных видов движений у детей дошкольного возраста. Важно дать дошкольникам представления о необходимости контролировать нагрузки. Данный вывод и обуславливает проведение основного этапа опыта с детьми средней группы. После проведения диагностики педагог начала кропотливую работу по формированию у детей основных видов движений в процессе технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного.
Автор опыты создала картотеку дыхательной и пальчиковой гимнастики, картотеку гимнастики для организации и проведения совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Педагог разработала перспективное планирование, которое направлено на уточнение поэтапного формирования основных видов движений. Важным условием формирования основных видов движений в процессе технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного стало изменение предметно-пространственной среды в физкультурном зале дошкольной образовательной организации. В данном случае речь идет об офтальмологических тренажерах, разнообразных массажных ковриках для каждого дошкольника, дорожке здоровья о создании «Уголка здоровья».
На втором этапе работы по теме опыта, проводилась апробация технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного, направленных на формирования основных видов движений детей дошкольного возраста. При организации и проведении деятельности по данной теме автор опыта опиралась на особенности физического развития детей средней группы. Характерной чертой дошкольников является активное познание окружающего мира через игру. Процесс внедрения технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного строится на выработке у детей навыка здорового образа жизни, умение самостоятельно переключаться от одного вида деятельности к другому, что является важным фактором формирования основных видов движений. Дети активно участвуют в работе по технологии здоровьесбережения В. Ф. Базарного. Во время организации и проведения работы по данному направлению автор помогала детям расслаблять и напрягать мышцы, используя офтальмологические тренажеры, разнообразное оборудование с ребристой поверхностью. Важным для детей средней группы, на начальном этапе работы стало знакомство со способами восстановления дыхания. Это было необходимо для полноценного физического развития дошкольников.
В старшей и подготовительной к школе группе, автор опыта усложняла задачи, поставленные перед детьми. Во время внедрения технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного дети научились контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. Под руководством педагога учились выбирать необходимое оборудование для проведения организованной образовательной деятельности. По окончанию занятий делали выводы о положительном влиянии на физическое развитие элементов здоровьесбережения В. Ф. Базарного. В ходе деятельности дети определяли последовательность действий, отражая их в речи при ответе на вопросы типа: «Что можно использовать? Чему мы научились? Почему?» Воспитатель помогал детям схематически отразить ход и результаты организованной образовательной деятельности.
При организации и проведении работы по теме опытной деятельности большое внимание автор опыта уделял работе с родителями. Предлагались консультации с целью привлечения их к совместной деятельности с инструктором по физической культуре, для формирования у детей дошкольного возраста основных видов движений в процессе технологий здоровьесбережения В. Ф. Базарного.
В мае 2020 года проводилась диагностика с детьми подготовительной к школе группы по выявлению у детей дошкольного возраста уровня сформированности основных видов движений. Анализ диагностики на завершающем этапе показывает, положительную динамику физического развития дошкольников.