Татьяна Кокорина
Пособие по диагностике восприятия цвета для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленая на изучение восприятия цвета.
Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов); интервал между сериями один день.
Публикация «Пособие по диагностике восприятия цвета для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2014
Представим описание данной методики.
Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.
Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.
Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета).
Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.
Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.
Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.
Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.
Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.
Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.
Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.
Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.
Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.
Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.
Критерии оценки:
- выбор и размещение цвета по наглядному образцу;
- выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.
Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и описали следующие уровни:
I уровень (высокий) : размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.
II уровень (средний) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.
III уровень (низкий) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.
Мы полагаем, что данная методика позволит нам детально выявить особенности сформированности зрительного восприятия цвета у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.
Литература: Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой, – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.