Алла Ушакова
Последовательность обучения дошкольников составлению рифмованных строк
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей. Дети любят ритм и выразительное чтение.
Cловесным экспериментам ни в коем случае нельзя мешать. Напротив, нужно поддерживать ребёнка в поиске рифм и в сочинительстве. Это формирует чувство красоты речи, родного языка и развивает воображение ребенка.
Этапы обучения дошкольников рифмованным текстам
Публикация «Последовательность обучения дошкольников составлению рифмованных строк» размещена в разделах
1. Детей нужно познакомить с алгоритмом создания рифмованного текста. Сначала знакомят с понятием рифмы и её местонахождением (в конце строки). Рифма – это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских стихах обычно используют распространённые точные рифмы : солнце – оконце, котик – ротик, мост – рост и т. д. Более сложные, оригинальные рифмы встречаются в поэзии для старшего возраста.
Детям мы объясняем, что рифма – это слова, похожие по звучанию: Маша – каша, гайка – чайка, бетон – жетон и другие.
2. Совместное со взрослым создание простого стихотворения по алгоритму. Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи. Можно использовать смешные загадки для детей с ответами в рифму.
3. Ребёнок пробует самостоятельно придумать небольшой стихотворный текст. Нельзя подгонять дошкольника, смеяться над его попытками или слишком давить. Процесс должен увлекать малыша. Если у него не получается, взрослый помогает. Рано или поздно ребёнок сам научится подбирать рифмы.
Игры на рифмы для дошкольников
1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.
2. Используются смешные загадки для детей с ответами в рифму.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -(шишка) .
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.
Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются. Например: спит, пить, кит; пастух, петух, пакет.
4. Игра для двух и более детей – придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.
5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:
- га-га-га-га-га – нога;
- ба-ба-ба-ба-ба – труба;
- ла-ла-ла-ла-ла – юла.
Чтение детских стихотворений и собственные первые стихи будут способствовать развитию речи у дошкольников и развивать творческие способности.