Ирина Минаева
Посиделки. «В гостях у народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОСИДЕЛКИ
«В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»
Программное содержание: Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов.
Закреплять знания детей о характерных особенностях дымковской, хохломской, городецкой росписей: колорите, составных элементах, композиции.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным творчеством - изделиями мастеров Гжели.
Публикация «Посиделки, „В гостях у народных умельцев“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи / на белом
фоне синие цветы, листья, ветки, завитки/.
Словарная работа: активизировать и обогащать речь детей словами из терми-
нологии росписей: кудрина, завиток, розан, гирлянда и т. д.
Воспитывать уважение и любовь к искусству народных мастеров.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, пред-
метов быта, выполненных в стиле хохломской, городецкой росписи; репродук-
ций из альбомов; беседы о народных промыслах, дидактические игры.
Оборудование: оформленная «светелка» : нарисованная печь, перед ней
на лавке чугун, кувшины ухват; прялка; на мольбертах развешаны вышивка, вязание; репродукции из альбомов для детского художественного творчества; на столе, покрытом скатертью с хохломской росписью, стоят дымковские игрушки, предметы быта, расписанные хохломской, городецкой росписью, ИКТ.
Ход:
Вход ряженых детей и воспитателя в музыкальный зал:
«Дорогие ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в глубокую старину,
в то время, когда не было ни автомобилей, ни электричества, ни газа, ни многоэтажных домов. Приглашаю вас в простую русскую деревеньку.
/ звучит медленная русская народная мелодия/
Воспитатель: Позади трудовой день и когда солнышко клонится к закату, собирались красны девицы и добры молодцы на посиделки – хороводы водить, частушки, песни попеть; себя показать, да на других поглядеть, своим
мастерством похвалиться : кто вяжет, кто вышивает, кто из глины посуду лепит
да расписывает, кто узоры на дощечках выпиливает.
Вот и мы вас хотим пригласить на посиделки.
/экскурсия и рассказ о светелке/
«Дети, а где же хозяйка этой светелки?»
/ с поклоном выходит Хозяйка/
Воспитатель: Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
/ дети рассаживаются полукругом/
Воспитатель: Дети, какое богатство расписных дивных игрушек, посуды!
И все это изготовили наши русские мастера- умельцы.
Игра «Назови роспись»
Дети, послушайте первую загадку:
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
- назовите предметы, украшенные дымковской росписью?
- из какого материала они сделаны? Правильно, игрушки не простые – глиняные,
расписные.
- из каких узоров состоит дымковская роспись? / круги, пятна, дуги, точки, решетка, прямые и волнистые линии/
- какие цвета и оттенки используют мастера дымковской росписи?
А сейчас послушайте еще одну загадку и скажите, о каком виде росписи здесь говорится :
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки
Там лихо скачут всадники,
Жар – птицы в высь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят. / городец/.
Правильно, сначала городецкие мастера изготовляют игрушки, предметы быта, а затем расписывают их. А о том, как расписывали - нам дети споют частуш-
ки:
Веселись наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце!
Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы –
Это все для красоты!
Коль на досточке девица –
Иль удалый молодец,
Чудо - конь и чудо- птица –
Значит это Городец!
Где ковши, кони – качалки
Очень радостных тонов –
Это все труды прекрасных
Городецких мастеров.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!
Воспитатель: А теперь послушайте третью загадку:
Ах, какая красота!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка., не спеши
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты
Блестят они как золотые,
А может солнцем залитые.
- о какой росписи загадка?
- какие элементы узора используют мастера хохломской росписи?
/ травинки, кудрина, ягода, усики, завитки, листочки, цветы, клубничка, кустики/.
Воспитатель: Ой, красны девицы, да добры молодцы!
На лавочках не сидите, - на круг выходите.
Поспеши, народ!
Собирайся в хоровод!
Хоровод «Во поле береза стояла»
Воспитатель: А сейчас, дети, я познакомлю вас с изделиями еще одних русских мастеров – умельцев. Приглашаю в сине – голубую сказку. Почему так
называется? Сейчас вы сами поймете.
Презентация.
РАССКАЗ О ГЖЕЛЬСКОМ ФАРФОРЕ
Гжель… Прислушайся, как звучит это слово. Будто звенит фарфоровая
чашка от легкого прикосновения к ней ложечкой….Гжель.
1 слайд : Посмотрите, сколько здесь разной посуды: чайник, подсвечник, ваза
для цветов, фруктов, самовар
2 слайд: Сине- белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Может с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Так откуда же пришла к нам посуда, расписанная сине- голубыми цветами?
3 слайд: В тихом Подмосковье, речка Белка бежит,
Вдоль этой речушки деревенька Гжель стоит.
Резные оконца, на крыше конек
Из чистого колодца водицы глоток.
4 слайд: Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в этой деревушке живут.
Расписную посуду они мастерят.
Синим по белому чудо творят.
5 слайд : Гжелью называют фарфоровую посуду, украшенную синей росписью
удивительной красоты. Имя это дал подмосковная деревня Гжель.
Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и росписи.
Чайники, чашки, сахарницы, кувшины, фигурки людей и животных так
полюбились людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась по
всему миру.
6 слайд: Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается рос-
пись! Здесь и полевые цветы, ромашки, колокольчики, васильки, и
ягодки, и колоски. Но самый излюбленный узор – гжельская роза,
такая нежная, хрупкая, с прозрачными тонкими лепестками. Смотришь
на цветок и кажется, что он излучает голубой, волшебный свет.
7 слайд: Сами гжельцы любят говорить, что небо у них как нигде в России, синее
- синее. Вот изадумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Художники быстро, свободно, широкими, сочными мазками рисуют
узор серой краской. Потом в горячей печи, где обжигают посуду,
от сильного жара невзрачная эта краска вдруг загорается ярко- синим
цветом.
8 слайд: С чувством большой симпатии лепил мастер небольшую статуетку под
названием «Чаепитие». Он старательно разрисовывал платья женщи-
нам, посуду, а скатерть расписывал цветами. Не забыл и про малень-
кого котенка, который тут же примостился у ног.
9 слайд: Красавица, что подает самовар, с секретом. Это статуетка – шкатулка.
10 слайд: Кроме посуды в Гжели делают игрушки. Среди них можно увидеть
Любимых детьми сказлчных персонажей: Аленушку в длинном платье,
Курочку из сказки «Курочка Ряба», сцену из сказки «Колобок» и т. д.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сине-голубая посуда? Скажите, из какого
материала изготовляют посуду? Какой краской покрывают? А какой она становится
после жаркого печного огня? А где ее родина?
Мы продолжим знакомство с гжельской посудой и ее росписью.
Воспитатель: Дети, вам понравились наши посиделки? А каждые посиделки
заканчиваются чаепитием, угощением.
/приглашаю детей к столам с угощением/
Ну, вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим всем : До свидания…
До счастливых новых встреч.