Наталья Плахтеева
Занятие на тему: Праздник «Покров Пресвятой Богородицы». Старшая группа детей
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-Познакомить детей с историей возникновения праздника «Покров Божией
Матери».
-Дать детям представления о Пресвятой Богородице как о Покровительнице, Заступнице перед Богом за всех людей.
-Познакомить детей с историей возникновения и разновидностями
рукотворной игрушки.
-Формировать навыки изготовления тряпичной куклы, умение трудиться и
творить.
-Закрепить знания фольклорной терминологии.
-Развивать познавательный интерес к изучению русского народного костюма и народной игрушки.
Публикация «Занятие на тему: Праздник „Покров Пресвятой Богородицы“, Старшая группа детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Покров день. 14 октября
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
-Воспитывать художественный вкус на основе изучения народных ремёсел.
Новые слова и понятия:
Омофор (покров) - невидимое покрывало, Богородица - Заступница, рукоделие, летник, фартук - передник.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, дорогие дети! Посмотрите, что я сегодня я принесла к нам на занятие.
Дети: Это икона.
Педагог: Правильно, это икона. У неё есть своё название - «Покров Пресвятой Богородицы».
(Дети рассматривают икону и рассказывают, что они видят)
Педагог: Дети, давайте вспомним, кого мы называем Богородицей?
Дети: Дева Мария. Она была самой-самой доброй, и скромной на земле.
Педагог: Правильно, молодцы, ребятки. Она была самой-самой доброй, поэтому Она стала мамой Бога. Она всегда была со своим Сыном, во всём помогая Его делам. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Сыном. И Он, как Сын, всегда внимательно слушает Её молитвы и спасает тех, за кого Она заступается. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы как раз рассказывает про один из таких случаев. 14 октября мы отмечаем церковный праздник – «Покров Пресвятой Богородицы». Сейчас я расскажу вам об этом празднике. (Негромко звучит аудиозапись старинной лирической мелодии).
С именем Богородицы связан один из самых любимых праздников на Руси – «Покров Пресвятой Богородицы». В старинном предании рассказывается об удивительном событии, произошедшем давным-давно, более тысячи лет тому назад, в далёкой от Руси стране Византии. Большой город Царьград был окружён врагами сарацинами, которые хотели захватить город, а всех жителей превратить в рабов. И вот тогда жители города собрались в храме, в котором бережно хранилась святыня – головное покрывало (покров) Богородицы. Люди долго со слезами молились Господу и Богородице, прося помощи и заступничества от злых врагов. Ночью один из молящихся, святой Андрей, увидел, как с небес спускается Богородица, снимает с головы своё покрывало и покрывает им стоящих в храме молящихся людей. Этот покров блистал сильнее солнечных лучей. Ещё этот покров называется омофор. Затем Богородица опять поднялась к небу, покров стал невидимым. А когда наступил рассвет (утро, жители города увидели, что враг в испуге быстро убегает от стен города Царьграда.
Посмотрите, пожалуйста, на икону. На ней изображены жители города которые собрались в храме Пресвятой Богородицы и просят Деву Марию о защите от врагов.
(Дети рассматривают икону.)
Вот такое чудесное событие произошло давным-давно. С тех пор православные люди верят, что Богородица – Заступница за всех людей, за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей и бед.
Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» отмечают осенью – 14 октября. Особо почитаем этот праздник был на Руси.
(Звучит аудиозапись традиционной русской мелодии)
Существовало сказание о том, что, начиная с Покрова, ходит по земле Пресвятая Богородица со святыми и праведниками, которые заботливо проверяют, весь ли урожай собран. В народе приговаривали: «Батюшка Покров, покрой избушку теплом, а хозяйку – добром!»
К этому дню крестьяне убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покров исстари был ещё и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года.
На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:
«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима!»
«На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается!»
«Каков Покров, такова и зима!»
Детки мои дорогие! Лето давно закончилось, осень на дворе, дождик, холодно, на деревьях листья пожелтели.
По желанию дети читают стихотворения:
Вот так чудо - чудеса - пожелтели все леса!
Время сказочных даров - будем праздновать Покров!
Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.
Так природа поздравляет нас с Великим Покровом!
Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор.
От всего на свете злого лес и поле, и дома –
Покрывает все Покровом Богородица сама.
А ещё Покров - конец хороводам, начало посиделкам. В деревне начиналось самое веселое время. Урожай-то убрали, всего наготовили, самое время гостей принимать да в гости ходить. Вот и мы с вами собрались сегодня на посиделки "Покровские". В старину женщины и девушки занимались рукоделием – шили, вязали, вышивали одежду, полотенца, наволочки, салфетки, скатерти, а маленькие девочки учились делать кукол. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях – то веселее. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как. Ещё в это время начинались свадьбы. Девушки должны были сами сшить себе праздничную одежду и приданное.
(Демонстрация иллюстраций, как в старину женщины занимались рукоделием)
Педагог: Я предлагаю вам поиграть. Какие игры вы любите? (Ответы детей). Во многих играх используются разные игрушки. А какая игрушка ближе всех девочкам? Конечно, кукла! Как вы думаете, сколько лет этой игрушке?
Дети: Наверное, много!
Педагог: Верно, кукла существует столько, сколько существует человек. Давайте совершим путешествие во времени, заглянем в глубину веков, в «детство» куклы. А поможет нам в этом волшебная бабушкина шкатулка. О многом может рассказать эта чудесная коробочка: как одевались в старину, чем украшали свой дом. А сегодня она нам поведает о том, как играли в детстве ваши бабушки, какие чудесные игрушки они умели делать. Да и вы сами сможете смастерить старинную игрушку.
Женщина играет в куклы всю свою жизнь: сначала - в детстве, потом со своими детьми и внуками. Сегодня кукол покупают в магазинах (демонстрация нескольких видов современной куклы, а раньше игрушечных фабрик и в помине не было. Но играть-то детям надо! Как же выходили из этого положения родители? Давайте заглянем в шкатулку.
Педагог рассказывает присказку:
Как у бабушки Настасьи нету в доме даже квасу,
Нет ни печки, ни шестка, одна липова доска
Ой, да, лебеда, одна липова доска.
Это, девочки, слова одной старой - престарой песни. Тогда на Руси простые люди жили бедно. Кукольных магазинов не было. Мамы делали кукол для своих дочек из стареньких лоскутков, тесёмочек, ниточек.
(Педагог достаёт из шкатулки лоскутики, кружево, тесёмки и показывает детям. Далее он демонстрирует приёмы изготовления куклы из этого материала с помощью стихотворения, делая паузу на каждом этапе).
Сверну ветошь валиком, будет кукла маленька.
Туго ниткой обвяжу, где головка - покажу.
Сверну квадрат в косынку, найду серединку.
Плат накину на головку, завяжу тесёмочку,
Будет куколка моя лучше, чем Дюймовочка.
Обозначим ручки кукле, завязав два уголка,
Лучше всех моя игрушка, хоть совсем невелика.
Листик в трубочку сверну, туго тканью обтяну
Та цветная трубочка будет кукле юбочкой.
Поясочком подвяжу, ярким и красивым.
Знайте, куколка моя родом из России!
Вот так и бабушка Настасья - взяла один лоскут — на юбочку, другой — на кофтёнку, платочком подвязала! - и готова куколка! Играй, внучка!
(Демонстрация готовой куколи. Дети её трогают, мнут, рассматривают,
некоторые прижимают к себе, гладят.)
Педагог: Ребята, правда, эта куколка получилась красивой? А какая она ещё, кто скажет?
Дети: Мягенькая, тёпленькая, красивая, добрая.
Педагог: Да, так и есть. Свои куклы крестьянские детишки никогда не выбрасывали, бережно их хранили, называли их ласково: потешки, балушки.
Очень талантлив русский народ, горазд на выдумку. Вот еще одна потешка. Она дошла до наших дней в своем первоначальном виде.
(Демонстрируется кукла на крестообразной основе. Две палочки скреплены нитками в виде креста. И снова в ход идут лоскутки от старой одежды.)
Педагог: Ребята, этот нарядный сарафан из яркой ткани назывался летник - любимая одежда девушек-крестьянок. Вспомните, где вы могли видеть куклу такого типа.
Дети: На картинках в русских сказках, а ещё на наших праздниках девочки и воспитатели надевают такой наряд.
Педагог: Молодцы, вы очень наблюдательные. Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани. Такие куклы маленькие девочки начинали вертеть (делать) с пяти лет. А по тому, как кукла была наряжена, судили о мастерстве хозяйки. В иных избах их было до сотни штук! Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок старой ткани - ветоши, свернутый в «скалку» (трубочку, тщательно обтянутое белой льняной тканью лицо, грудь, обязательно коса. В старину крестьянские женщины ничего не выбрасывали, бережно хранили остатки одежды – лоскутки, ниточки, ленточки, тесёмочки: всё это использовали в изготовления кукол. Главным условием было то, что человек, носивший эту одежду должен быть обязательно добрым. Кукольная одежда точно копировала наряд крестьянки. Обязательной принадлежностью народного костюма являлся передник, или завеса, а сейчас мы называем его фартук, прикрывающий сарафан спереди. Вот так русская красавица!
Косу длинную сплели, ленточка в косе -
Русскую красавицу в мире знают все!
Педагог: Ребята, а у ваших мам и бабушек есть фартук? А когда они его надевают?
Дети: Когда на кухне готовят еду: варят борщ, жарят пирожки…
Педагог: А теперь нам с вами самое время приступить к изготовлению куклы. В зависимости от способов изготовления, материалов, существует множество типов и названий кукол: «столбушки», «зернушки», «навертки», «скатки», «скрутки», «живульки» и др.
(Педагог демонстрирует несколько видов традиционных русских тряпичных кукол)
Давайте мы вместе сделаем самую простую куколку «Куватку». Для основы такой куклы необходимы однотонная и цветная ткань - два лоскутка один большой, другой по меньше, нитки для перетяжек, лоскутки цветные. (Дети рассматривают предложенные материалы)
Работа детей по алгоритму.
А теперь посмотрим, у кого что получилось. Правда, они все красивые? Покажите своих красавиц друг другу.
Фартучек - передник, сарафанчик - летник,
И в поневу обряжу, всем красотку покажу.
Вот моя малютка – куколка-закрутка.
В старину девушки собирались на лесной поляне пели песни и водили хороводы. Давайте и мы отправим своих красавиц водить хоровод.
Вышли девки на поляну, встали в хоровод.
Будут русские гулянья - веселись народ!
Вопросы для подведения итогов:
Что нового вы узнали сегодня?
Какие новые для вас слова, что они значат?
С какими русскими традициями познакомились?
Какая из выполненных кукол понравилась больше всего?
Педагог: Правильно, все куклы замечательные, т. к. каждая сделана вами с большой любовью и старанием. Эти куколки вы можете подарить младшей сестрёнке, или они станут удивительным сувениром для мамы и напоминанием о детстве для вашей бабушки.
А фотография русского хоровода станет украшением нашей группы.
(Общая фотография на память)
Методические рекомендации к занятию
Подготовительная работа.
1. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок на тему «Элементы русского народного костюма».
Загадки об одежде:
-С одного бока - лес, с другого - поле. (Шуба)
-Надену - ободом сведет, сниму - змеею упадет, тепла не дает. А без него холодно. (Пояс)
-Дуйся не дуйся, через голову суйся, попляши день-деньской и пойдешь на покой. (Рубашка)
-Упрятались голышки в лохматые мешки: четверо вместе, один - не на месте. (Пальцы в рукавице)
-Не сшит, не кроен, на ниточке сборен. (Чулок)
2. Беседа с детьми: «Экскурсия в музей народного костюма»
Программное содержание:
-закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях;
-воспитывать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции.
Выставка предметов женского рукоделия – старинные вышитые салфетки, полотенца – рушники, рубашки, юбки, лоскутные подушечки, наволочки, сарафан, юбка, кокошник, коллекция тряпичных кукол)
3. Рисование:
Цель:
-учить рисовать русский и украинские народные женские костюмы;
-развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма;
Воспитатель предлагает детям нарисовать двух подружек – Настеньку и Галю (куклы в русском и украинском костюмах).
Использованные материалы и литература:
1. Л. П. Гладких, Архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин) Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Учебно – методическое пособие для педагогов детских садов. Курск. гос. ун – т. 2008
2. Жукова В. В., Волкова Т. Г. Я иду на урок в Воскресную школу. М. : Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2011 г.
3. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет М. : Айрис – пресс, 2009 г.
4. Николаева В. Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей – Н. Н. «Родное пепелище», 2010 г.
5. Икона или репродукция иконы «Покров Пресвятой Богородицы»
6. Изображения фотографии храмов:
- храм Покрова на Нерли,
- храм Покрова (Василия Блаженного)
7. Предметы традиционного женского рукоделия (вышивка, шитьё, вязание, тряпичные куклы).