Надежда Лукавая
Поощрять или наказывать? Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание - процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он намного сложнее, чем процесс обучения. Учить гораздо легче, чем воспитывать. Легко научить ребенка вежливо здороваться, вытирать ноги при входе в помещение, мыть руки перед едой. Трудно сделать так, чтобы все эти умения и навыки превратились бы в привычку, стали бы потребностями личности. Успех дела во многом зависит от того, какие взаимоотношения сложились в семье между родителями и детьми. И не случайно А. М. Горький отмечал как главные черты личности родителей и воспитателей - величайшее терпение, сдержанность, необходимость ровного, спокойного обращения с ребенком. Воспитание требует особого подхода к ребенку. Его результаты обнаруживаются не сразу, поэтому не всегда легко внести необходимые коррективы и исправить допущенные ошибки.
Публикация «Поощрять или наказывать? Консультация для родителей» размещена в разделах
Каждый, кто воспитывает детей, знает, что с помощью поощрения можно научить ребенка осмыслить и оценить свой поступок, помочь отличить хорошее от дурного. Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к поощрениям. Но применяя поощрение, нужно соблюдать чувство меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то этот метод воспитания теряет свой смысл и силу.
За что же следует поощрять детей? Конечно же, за послушание, за проявленную заботу, за вежливость. К сожалению, некоторые родители считают поощрение чуть ли ни универсальным средством воспитания. Хвалят ребенка за то, что съел, что сам оделся, умылся, что убрал игрушки. "Молодец! Ты же у нас самый, самый хороший: и слушаешься, и рисуешь лучше всех, и стихи читаешь выразительно, и ростом выше всех". При случае еще и награждают игрушкой за то, что не капризничал, что хорошо вел себя с бабушкой. И в итоге, чтобы выполнить какое-нибудь распоряжение, ребенок уточняет: "А что мне за это будет?". Робкого и застенчивого ребенка полезно подбадривать даже за небольшие усилия. Несдержанного, отличающегося развязностью, следует поощрять реже и сдержанно.
Если с помощью поощрений мы закрепляем доброе начало в поведении ребенка, то наказание является своего рода лечебной мерой против накопления у него отрицательного опыта, против закрепления дурных привычек. Осуждение взрослых, их недовольство поведением ребенка вызывает у него неприятные переживания. Это способствует тому, что он старается не повторять подобных поступков. Но чувство меры необходимо соблюдать и при использовании наказания. Только справедливое наказание может удержать ребенка от плохого поступка.
Необходимо помнить, что правильное воспитание позволяет родителям обходиться вообще без наказания. Правильно воспитанный ребенок ощущает неловкость, когда ему делают даже замечание. Резкие крики и одергивания вредят физическому и нравственному здоровью ребенка. Нужно помнить о том, что дети, привыкнув к окрикам, становятся неподатливыми и глухими к мягким мерам воздействия.
Наряду с педагогически оправданными в практике семейного воспитания некоторые родители используют и такие методы, которые наносят серьезный урон становлению детской личности. Во-первых, нельзя, наказывать детей трудом, то есть давать какие-либо поручения в наказание за проступки. После такой меры у детей появляется отвращение к труду. На домашний труд, на самообслуживание дети смотрят, как на обузу. Во-вторых, недопустимо использовать запугивание и угрозы: отдам Бабе Яге, у колонию, выброшу на улицу и т. д. В-третьих, недопустимы все виды телесных наказаний - будь это легкие шлепки или "ласковые" подзатыльники. Вред физических наказаний в том, что применение их ведет к перевозбуждению нервной системы, калечит ребенка духовно, превращает его в озлобленного человека.
Такие наказания порождают в детях страх, трусость, лживость.
В результате применения телесных наказаний у ребенка появляется привычка реагировать только на сильные раздражители. У него происходит огрубление психики, он становится нечувствительным к другим мерам воздействия, невосприимчивым к слову.
Прежде, чем наказывать ребенка, нужно выяснить причину непослушания, мотивы, побудившие совершить проступок.
К сожалению, родители склонны видеть проступки там, где их в действительности нет. Миша вдоволь накатался на санках, набегался по сугробам. Но вот беда: он весь в снегу, да и в сапогах снег. Надо идти домой, а он разгоряченный, снимает пальто, хотя дует холодный ветер. Затем снимает сапоги и вытряхивает из них снег. Все это делает потому, что мама однажды заявила: если он еще раз появится в таком виде, то больше его не пустят гулять.
Неразумные требования родителей, их необоснованные наказания толкают детей на хитрость и обман. Нужно уметь прощать ребенка. Прощение затрагивает у него самые чувствительные уголки души, он искренне раскаивается и благодарен вам за доверие. Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Никогда не наказывайте детей в запыльчивости. Какие бы требования не были предъявлены к ребенку, они не должны унижать его достоинство, а, наоборот, пробуждать инициативу, желание быть лучше.