Светлана Казьмина
Консультация для родителей «Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?»
Это мы, взрослые, уверены в том, что мир – это реальность, правда жизни. У ребёнка отношения с миром, который их окружает - иные. Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только реальными о и сказочными событиями. Дети мечтают примерить на себя роль волшебника и поэтому фантазируют. Не останавливайте малыша дайте волю детской фантазии. Это полезно для его развития.
Публикация «Консультация для родителей „Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?“» размещена в разделах
- Детская ложь. Если ребенок обманывает
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Как правило дети начинают выдумывать в 3-4 года, а в 5-6 уже вовсю фантазируют. Они верят, в добрых и злых волшебников. Они верят в новогодние чудеса. В силу своих психологических способностей они обыгрывают игровые сюжеты, наделяя игровых персонажей мыслями и чувствами реальных людей, героев мультфильмов и кинофильмов. Игровые сюжеты становятся реальностью: пистолеты «по-настоящему» стреляют; подводная лодка, собранная из крупного конструктора, «по-настоящему» погружается на дно; соломенная шляпка, надвинутая на глаза, помогает поверить в то, что это – шапка-невидимка, а значит вот-вот начнутся чудеса. Вот это – детская фантазия : наивная, непосредственная, безвредная и бескорыстная. В большинстве случаев она свидетельствует лишь о развитом воображении. Но бывает, что дети начинают выдумывать, чтобы дополнить свой внутренний мир тем, чего им не хватает. По наблюдениям специалистов чаще всего фантазируют одинокие, замкнутые дети. Из них часто вырастают творчески одарённые люди. Если малыш откровенно фантазирует, ни в коем случае нельзя говорить, что он врёт.
Необходимо разобраться, почему ребёнок выдумывает. Например, сын может воображать себя богатырём, который побеждает врагов, если он физически слабый. А девочка будет рассказывать, что Буратино не хотел спать, залезал под кровать, смешил всех, если она сама не любит «тихий час». Необходимо направлять фантазии малыша в творчество. Когда услышите новую историю, скажите: «Замечательно! Из твоего рассказа выйдет интересная сказка. Попробуй её написать или нарисовать». Так вымысел станет поводом для создания литературного «шедевра».
Но фантазёр может превратиться в простого мечтателя. Если ребёнок вместо того, чтобы учиться преодолевать трудности, постоянно о чём-то мечтает, выдумывает. Возможно, из него вырастет малоприспособленный к жизни человек. Такого ребёнка периодически нужно «возвращать на землю». Фантазия безвредная, чего не скажешь о вранье. Если дети врут, то однозначно – в этом виноваты взрослые. Ведь они требуют от малыша говорить лишь правду, а услышав её наказывают. Поэтому и возникают у маленьких фантазёров мысли – как схитрить, недоговорить, переврать.
Боязнь наказания – основная причина, которая объясняет, почему ребёнок врёт. Первоклассник любит после уроков погонять в школьном дворе мяч. А мама за это устраивает разгром: «Разве ты не знаешь, что в два ты должен быть дома!» Именно в этих случаях дети вынуждены врать. В следующий раз мама узнаёт, что у сына был «классный час» или он помогал другу мыть парту. И, наоборот: в семьях, где не ругают детей по любому поводу и умеют выслушивать, причин для вранья нет.
Ещё одна из причин детской неправды – родительский эгоизм и бестактность. Любая неприятность ребёнка воспринимается старшими как что-то ужасное. Плохая оценка, разорванные штаны и даже бутерброд, который он не съел в школе – за всё это родители устраивают ребё нку разнос: «Так делать нельзя!». Малыш попадает в жёсткий круг критики, единственный выход из которого – самозащита. Дети хотят избежать не только наказания, но и насмешек. И обман в таких случаях – не что другое, как тактическое защитное средство. Желание избежать конфликта принуждает детей прибегать к неправде. Так исчезают «ненужные» страницы из дневника, придумываются всякие истории, возникают неожиданные болезни.
Бывает, что обман – единственный способ достичь цели, обойти запреты. Но иногда обман – не имеет значения, детский или взрослый, - оправдан нежеланием ябедничать, выдавать секреты друзей. Проанализируйте своё поведение: какой ваш поступок мог спровоцировать малыша на хитрость и обман. Вспомните, как вы сами в детстве говорили неправду (ведь было) и проникнитесь нынешними переживаниями своего ребёнка.
Не провоцируйте новое враньё ребёнка своими вопросами «на засыпку», требуя признания, не устраивая допроса и суда над «преступником».
Чаще восхищайтесь своим ребёнком, демонстрируйте ему свою любовь.
Среди детей есть патологические врунишки, с которыми бороться без толку – это врождённое качество. Но малышей с таким недугом отучить можно.