Ольга Бороздина
Портфолио ребенка — как оценка индивидуальных способностей.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Портфолио ребенка – как оценка индивидуальных достижений дошкольника.
Актуальность.
Говоря о папке портфолио индивидуальных достижений дошкольников, чаще всего имеют ввиду простое собрание работ. Такой подход к портфолио был распространен в отечественной педагогике еще в начале ХХ века. Однако он не получил широкого распространения.
Публикация «Портфолио ребенка — как оценка индивидуальных способностей,» размещена в разделах
В современном дошкольном образовании необходимы новые подходы к оценке достижений ребенка, которые базируются на государственном образовательном стандарте, построенные на концепции компетентности ребенка в различных видах деятельности, основаны на уровне продуктивного творчества при определении индивидуального образовательного маршрута ребенка.
К концу дошкольного детства у детей формируются следующие компетенции:
Отношение к себе:
- ощущение эмоционального комфорта при общении с близкими родственниками, сверстниками, воспитателем в дошкольном учреждении;
- проявление чувства собственного достоинства (оценка себя «я – хороший» на основе гордости, стыда);
- интерес к изучению возможностей собственного тела, интерес к тем природным задаткам, которые проявляются при занятии различными видами деятельности;
- уверенность в собственных силах, в ценности здорового образа жизни;
- вера в достижение успехов при познании окружающего мира о формировании навыков доброжелательного общения с разными людьми;
- ощущение готовности к обучению в школе.
Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники):
- способность к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности;
- оценочное отношение к другим на основе усвоенных моральных, эстетических, трудовых норм;
- уважение индивидуальных особенностей человека, традиций, обычаев его национальной культуры;
- отношение к окружающим людям в соответствии с уровнем проявления ими основных нравственных, эстетических норм.
Отношение к различным видам деятельности:
- переживание радости экспериментирования и открытия нового;
- способность оценивать мастерство другого человека, совершенство созданных человеком вещей, качество собственной продуктивной деятельности в соответствии с воспринятыми и усвоенными эталонами;
- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет повышения уровня самостоятельности в повседневной бытовой деятельности, самообслуживании, познании окружающего мира;
- положительный настрой на организованную учебную деятельность.
Отношение к миру (ближайшее окружение):
- доверительное отношение к миру;
- чувство близости и общности с природным и рукотворным миром, принятие его гармонии, сообразности;
- принятие важности постоянной заботы о сохранении природного мира;
- интерес к настоящему и прошлому в ближайшем природном и социокультурном окружении;
- бережное и ответственное отношение к тому, что создано умом и руками человека.
Для оценки индивидуальных способностей, которые предполагают включение вышеперечисленных компетенций ребенка, можно использовать различные формы. Одной из которых является ПОРТФОЛИО, которое включает:
• инструментарий определения индивидуального образовательного маршрута развития
• метод оценивания реальных достижений развития ребенка
• не хаотичный сбор всего, а доказательство того, что достигнуто ребенком
• что сделал ребенок и почему это важно
• рекомендации для родителей в виде советов, игр, того как родитель может помочь ребенку дома
• папка-накопитель, в которую целенаправленно собирается информация о ребенке, помещаются различные материалы, свидетельствующие о результатах и достижениях ребенка, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития
• «копилка» личных достижений ребенка в разных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни
Реализация.
Для реализации новых требований к оценке достижений воспитанников нами был разработан портфолио начиная с раннего возраста, который включает в себя все сферы развития ребенка, показывает динамику в развитии его способностей, в соответствии с его индивидуальными особенностями, помогает оценить его сильные стороны развития, наметить умения и навыки, требующие развития.
Оценка – это показатель роста, который предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.
Оценка мотивирует
• когда ребенок уверен в поддержке со стороны взрослого, в своем успехе;
• когда ребенок знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть наилучших результатов своей деятельности;
• уверен в том, что ему окажут помощь в этом достижении;
• уверен в том, что для достижения намеченных результатов есть условия – место, где это можно представить.
Портфолио предполагается смещение акцента с того, что воспитанник не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет в конкретных видах деятельности; перенос акцента с оценки педагога на самооценку ребенка. Также в портфолио отражена рефлексия самого ребенка на результат собственной деятельности с помощью условных обозначений.
В данном портфолио самооценка ребенка отражена условными обозначениями.
Я все понял!
Мне нужна помощь воспитателя.
Я не понял.
Смысл самооценки заключается в поддержке у ребенка уверенности в себе, собственных силах, возможностях самореализации, самостоятельности в анализе результатов собственной деятельности, поведении.
Основной смысл портфолио – «показать все, на что способен ребенок». Результатом создания портфолио является умение ребенка оценивать свои собственные достижения, что позволяет:
• Не бояться собственных ошибок;
• Не отбивает желания творить;
• Быть самостоятельным и активным;
• Оценивать свою деятельность.
Функции портфолио:
• Диагностическая – фиксирует изменения, и личностный рост (умственный и физический) за определенный период времени;
• Целеполагательная – поддерживает цели развития;
• Мотивационная – поощряет результаты воспитанников, педагогов и родителей;
• Содержательная – раскрывает весь спектр направлений развития воспитанника;
• Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса развития ребенка от года к году, способствует формированию познавательных потребностей;
• Рейтинговая – показывает диапазон навыков, умений.
Каким будет портфолио?
Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. Хорошо чтобы оно стало предметом личной гордости каждого ребенка. Можно сказать что портфолио «Книга о самом себе», которая не просто красочная, но и включает в себя всевозможные достижения ребенка, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности.
Структура портфолио:
1. Титульный лист.
На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения).
2. Я расту.
Этот раздел включает в себя Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):
«Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т. д.
3. Моя семья.
4. Я художник
5. Учусь красиво говорить
6. Учусь думать, рассуждать, анализировать
7. Мир познаю в игре
8. Ура! Мои способности раскрыты!
9. Мир моих эмоций
10. Для вас родители
Наблюдение - основным методом, который помогает получать информацию, сведения о детях, их интересах, увлечениях является. Что это такое?
это метод
это сбор фактов, подтверждающих гипотетические суждения о развитии ребенка с точки зрения всех участников образовательного процесса
Зачем необходимо наблюдать за ребенком? Что воспитателям дает наблюдение?
Наблюдения
дают возможность увидеть, чем любит заниматься
на каком содержании он успешнее обучается
позволяет глубже изучить ребенка
позволяет делать выводы о динамике продвижения ребенка
помогают организовать обмен информацией с родителями
ориентируют всех на планирование работы с ребенком и его поддержку
Кроме того портфолио включает оценку взрослых – родителей, которая отражается в форме записей, отзывов и высказываний.
11. Карта индивидуального маршрута развития. - оценочные показатели – это наблюдение за динамикой развития воспитанников. Для оценки используются диагностические методики по всем сферам развития ребенка:
«Диагностика развития ребенка с 3 до 7 лет» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.
«Диагностика развития речи дошкольников» В. Н. Макарова, Е. С. Ставцова, М. Н. Едакова. (познавательно-речевая сфера).
«Диагностика
«Диагностика культуры здоровья дошкольников» В. А. Деркунская. (физическая сфера).
«Практикум по детской психологии» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. (художественно-эстетическая, познавательно-речевая сфера).
«Педагогическая диагностика в детском саду» Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова.
Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта.
Перспектива.
Оценивая индивидуальные достижения дошкольников и собственную деятельность, могу прогнозировать дальнейшую работу по обогащению портфолио, включению дополнительных разделов в соответствии с возрастной группой.
Раздел «Я мечтаю…»
Высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о …», «Я бы хотел быть…», «Кем и каким я буду, когда вырасту…», «О чем я люблю думать…», «Я жду, когда…», «Каким я вижу себя…», «Каким я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела».
Раздел «Мне интересно…»
Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества как в стенах детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования. А кто-то проводит целые часы, занимаясь любимым делом дома. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов. Данный раздел поможет с пристальным вниманием следить за интересом ребенка и фиксировать достигнутые результаты.
Если ребенок занимается под руководством педагога, постарайтесь получить у него [педагога] отзыв. Желательно брать отзывы после каждого "зачетного этапа", которым может стать соревнование, отчетный концерт, выставка работ.
При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям.