Валентина Поликарпова
Положение о рабочей образовательной программе педагога
Положение о рабочей образовательной программе определяет порядок разработки и утверждения Программы, ее структуру.
Рабочая образовательная Программа – нормативный документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе основной общеобразовательной программы дошкольного подразделения, применительно к конкретной возрастной группе, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Публикация «Положение о рабочей образовательной программе педагога» размещена в разделах
Программа является неотъемлемой частью основной образовательной программы дошкольного подразделения, разрабатывается педагогами разных категорий, включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности на основе пяти образовательных областей согласно ФГОС ДО.
Структура Программы является единой для всех педагогических работников, работающих в Учреждении (принимается на педагогическом совете Учреждения).
Программа составляется педагогом на учебный год.
Цель Программы – планирование, организация и управление образовательным процессом в конкретной возрастной группе.
Программой регламентируется деятельность педагогических работников.
Задачи Программы :
- конкретизирует цели и задачи образовательного процесса;
- определяет объем и содержание образовательного материала с учетом целевых ориентиров дошкольного образования в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования;
- оптимально распределяет время по изучению тем с учетом принципа комплексно – тематического планирования;
- способствует совершенствованию методики организации и проведения НОД согласно возрасту воспитанников;
- активизирует познавательно – исследовательскую, речевую, художественно – эстетическую деятельность воспитанников, в том числе воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предпосылками одаренности;
- применяет современные образовательные технологии.
I.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочей образовательной программе педагога (далее – Положение, Программа) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрированного в Минюсте РФ 14.11.2013 № 30384) (далее – ФГОС ДО, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19» (далее – МБОУ «ЦО №19») и другими локальными актами.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок разработки и утверждения Программы, ее структуру.
1.3. Рабочая образовательная Программа – нормативный документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе основной общеобразовательной программы дошкольного подразделения, применительно к конкретной возрастной группе, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
1.4. Программа является неотъемлемой частью основной образовательной программы дошкольного подразделения, разрабатывается педагогами разных категорий, включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности на основе пяти образовательных областей :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.5. Структура Программы является единой для всех педагогических работников, работающих в Учреждении (принимается на педагогическом совете Учреждения).
1.6. Программа составляется педагогом на учебный год.
II. Цели и задачи Программы
2.1. Цель Программы – планирование, организация и управление образовательным процессом.
2.2. Программой регламентируется деятельность педагогических работников.
2.3. Задачи Программы :
- конкретизирует цели и задачи образовательного процесса;
- определяет объем и содержание образовательного материала с учетом целевых ориентиров дошкольного образования в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования;
- оптимально распределяет время по изучению тем с учетом принципа комплексно – тематического планирования;
- способствует совершенствованию методики организации и проведения НОД согласно возрасту воспитанников;
- активизирует познавательно – исследовательскую, речевую, художественно – эстетическую деятельность воспитанников, в том числе воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предпосылками одаренности;
- применяет современные образовательные технологии.
III. Требования к структуре и содержанию Программы
3.1. Структура Программы :
1. Название Программы; возрастная группа;
ФИО педагога (ов).
2. Введение.
3. Целевой раздел.
3.1. Пояснительная записка.
3.1.1. Цели и задачи Программы.
3.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
4. Содержательный раздел.
4.1. Общие положения.
4.2. Модель организации образовательного процесса.
4.3. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса.
4.4. Формы взаимодействия взрослых с детьми.
4.5. Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
5. Организационный раздел.
5.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды.
5.2. Кадровые условия реализации Программы.
5.3. Материально – техническое обеспечение Программы.
5.4. Перечень нормативных и методических документов.
3.2. Содержание Программы :
Введение.
По своему организационному статусу Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в соответствии с образовательными областями.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
- психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
- особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
3.2.1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
В пояснительной записке указаны нормативные локальные акты, на основе которых разработана Программа.
Указывается срок реализации и возраст воспитанников.
Цель и задачи Программы :
- учитываются требования ФГОС ДО, ООП ДО дошкольного подразделения.
Принципы и подходы к формированию Программы :
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
- принцип реализации образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и потребности обучающихся, связанные с состоянием их здоровья;
- принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- принцип опоры на возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); поддержку инициативы обучающихся в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью).
- деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения, с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой вызревают психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
3.2.2. Содержательный раздел.
Общие положения.
Представлено описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития обучающегося, представленными образовательной областью в соответствии с ФГОС ДО.
Комплексно – тематическое планирование представлено по блокам с учетом требований ФГОС ДО и СанПиН.
Указаны формы и методы взаимодействия взрослых и обучающихся, а также взаимодействие учреждения с семьями обучающихся.
Ожидаемые результаты.
Способы проверки результатов:
- педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития воспитанника) (сентябрь, апрель);
- итоговое занятие – 2 раза в год (январь, май).
Модель организации образовательного процесса.
Представлены три модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО:
- совместная деятельность взрослых и детей.
Основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и обучающихся) по решению задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения обучающихся в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с обучающимися.
Организация совместной деятельности распространяется как на проведение режимных моментов, так и на всю непрерывную образовательную деятельность (игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и т. п.).
- Комплексно – тематическая модель.
Соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
Выделяется ведущая тема дня, недели, месяца. Разработанная модель соответствует принципу цикличности.
- Самостоятельная деятельность (воспитанников) обучающихся.
Одна из основных моделей организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Свободная деятельность (воспитанников) обучающихся в условиях созданной педагогами развивающей предметно – пространственной среды (актуальная РППС, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками, или действовать индивидуально.
Содержание самостоятельной деятельности в соответствии с ФГОС ДО (линии развития ребёнка (образовательные области, 1-я половина дня, 2-я половина дня) – по возрастам.
- Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса (помесячно с в соответствии с возрастом воспитанников (обучающихся).
- Формы взаимодействия взрослых с детьми.
- Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями) :
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно-образовательную деятельность;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических (и иных работников учреждения и группы) и детей;
- приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3.2.3. Организационный раздел.
- организация развивающей предметно – пространственной среды (функции РППС,
подходы к организации РППС в группе с учётом основных направлений развития ребенка-дошкольника);
- кадровые условия реализации Программы.
Квалификация педагога соответствует требованиям квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);
- материально – техническое обеспечение Программы.
Создание материально-технических условий, обеспечивающих:
- возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
- выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
- возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры группы (помещения).
Описание материально-технического обеспечения Программы (вид помещения,
функциональное использование, оснащение).
- перечень нормативных и методических документов.
IV. Рассмотрение и утверждение Программы
4.1. Программа принимается на педагогическом совете дошкольного подразделения; ведется лист согласования.
4.2. Программа разрабатывается на 1 сентября текущего учебного года.
4.3. Утверждается приказом директора МБОУ «ЦО №19».
V. Заключительные положения
5.1. Контроль осуществляется в соответствии с Положением о контрольно – регулирующей деятельности и годовым планом работы на текущий учебный год.
5.2. Ответственность за полноту и качество реализации Программы возлагается на педагога.
5.3. Положение вступает в силу с момента его утверждения.
5.4. Внесение изменений и дополнений в Положение утверждается приказом по МБОУ «ЦО №19».