Наталья Иванова
Использование семейного проектирования в образовательной программе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Главную роль в сохранении национальной идентичности играет образование. Дошкольное образование также не отстает от общего образования, старается знакомить детей с национальными особенностями нашего региона. Практически в каждом детском саду есть группы с изучением хакасского языка, ведутся краеведческие кружки, проходят познавательные проекты, связанные с изучением традиций, обычаев, истории. Я хотела рассказать о своем практическом опыте по реализации семейных проектов, направленных на сохранение национальной идентичности и культуры.
Публикация «Использование семейного проектирования в образовательной программе детского сада» размещена в разделах
Проектирование – комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, в результате которой появляется некий продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование. Семья в результате совместных обсуждений:
-продумывает шаги по достижению цели;
-определяет сроки реализации;
-намечает содержание (поиск информации);
-распределяют обязанности. Все это входит в подготовительный этап.
На этапе реализации родители и дети ищут информацию, перерабатывают её, обдумывают и создают продукт, который оставляет много неизгладимых впечатлений от совместного творчества, совместного общения, совместной деятельности.
В пятилетнем возрасте познавательная активность возрастает. Для него все интересно, все вызывает интерес. Он часто задает вопросы: «Почему? Где? Зачем? Как?» В результате этих вопросов и появились семейные проекты :
- «Мой любимый город», «Путешествие по Хакасии». В этих информационных проектах родители вместе с детьми изучали достопримечательности города, фотографировали их, рассказывали историю их появления. Другая семья рассказала о названиях улиц нашего города, почему они так называются. Третья семья во время летного отдыха посетила все города нашей республики, сфотографировала их достопримечательности и познакомила с историей происхождения названий городов Хакасии. Детям очень понравились альбомы, они смогли посмотреть разные фотографии, узнать новые понятия, познакомиться с происхождением географических названий, с историей родного края.
-Познавательные проекты : «Музей под открытым небом. Хуртуях Тас», Усть-Сос «Хуртуях Тас палазы»». Семья ездила в Аскизский район, Усть-Сос, где посетила музей под открытым небом, показала фотографии с музея в виде мультимедийной презентации, познакомила с легендами о появлении Хуртуях Тас, о Хуртуях Тас палазы. Дети смогли простым карандашом сделать оттиски менгиров с сувенирных магнитов. Наши воспитанники смогли посмотреть внешний вид менгиров, предметы быта, обустройство юрты с помощью этого проекта, т. к. многие семьи никогда не бывали в национальных музеях.
-«История моей семьи» В данном исследовательском проекте поучаствовали несколько семей, которые рассказали историю своего рода, сделали генеалогическое древо своей семьи. Представители семьи пришли в национальных костюмах, поддержали даже бабушки и дедушки. Детям представилась возможность увидеть хакасские национальные костюмы, рассмотреть национальный орнамент, элементы кроя, подержать женские украшения. Потом все вместе сделали аппликацию в виде орнамента из растительных элементов. Дети получили и познавательную информацию, и смогли пообщаться, развить речевую активность, и занимались продуктивной деятельностью.
-«Национальная кукла» В данном практико-ориентированном проекте семьи делали национальные куклы для мини-музея. Они изучили хакасские национальные костюмы,
виды орнамента, которым украшают костюмы, женские украшения. Познакомились с обычаями хакасского народа, с элементами быта и уклада. В результате проекта появились и куклы, и юрта, которые украшают мини-музей в группе, используются во время образовательной деятельности.
Семейное проектирование является современной формой взаимодействия с родителями и семьей, помогает решать задачи образовательной деятельности педагога, реализовать национальный компонент в дошкольном образовании. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому, сохраняется национальная идентичность.