Елена Маратканова
Порядок использования технологии сотрудничества в практической профессиональной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Порядок использования технологии СОТРУДНИЧЕСТВА в практической профессиональной деятельности педагога.
Технология развития сотрудничества в работе с детьми дошкольного возраста – это трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога/воспитателя и детей.
I этап: необходимо сосредоточить внимание педагога/воспитателя на обогащении представлений детей о сверстнике как о партнере по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержание желания и интереса в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей-дошкольников отдельные умения необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях. На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:
Публикация «Порядок использования технологии сотрудничества в практической профессиональной деятельности педагога» размещена в разделах
• поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
• ориентацию на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнера, отзывчивость на него;
• проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
• демонстрацию образцов поведения и действий игровых персонажей;
• непосредственную включенность педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнера;
II этап: осмысление предстоящих моделей сотрудничества.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть может станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале - на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Совместно-исследовательская модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательного выполнения действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует произведенный конвейер. При этом у детей должно быть наличие определенного опыта совместной работы, который открывает новые возможности в освоении умения планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. При проведении образовательной деятельности дети сначала работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.
III этап: сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.
Технология сотрудничества осуществляется в :
• совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый-ребенок»;
• совместных играх;
• совместной изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам:
• творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);
• индивидуально-подгрупповой работе
Результат использования технологии сотрудничества :
Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков. Расширение, обогащение, систематизация знаний и навыков в поведении детей. Положительная динамика результатов усвоения программного материала.
Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Все это в дальнейшем поможет ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами (взрослыми и сверстниками)