Департамент труда и социальной защиты
Помогаем ребенку говорить правильно с помощью игры
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Общение взрослых и детей сегодня часто происходит в виртуальном пространстве. Становится нормой молчаливый образ жизни, который, безусловно, сказывается на малышах. В итоге некоторые родители сталкиваются с речевыми проблемами у детей. Ошибки в произношении, скудный словарный запас, задержки в речевом развитии – с такими запросами обращаются обеспокоенные семьи к специалистам за помощью. Что делать в такой ситуации, рассказывает логопед Кризисного центра помощи женщинам и детям Дарья Вереникина.
Почему молчишь?
Публикация «Помогаем ребенку говорить правильно с помощью игры» размещена в разделах
Общение играет важную роль в полноценном развитии человека. Так мы познаем мир, формируем навыки, делимся эмоциями, выражаем свои потребности, мысли, запросы. Переписки в мессенджерах, беседы на языке эмодзи, использование сокращений и аббревиатур – все это приводит к тому, что мы становимся более молчаливыми. «Живя в «режиме молчания», мы обделяем общением не только себя, но и своих детей. Это неизбежно скажется на их дальнейшем развитии и формировании личности», – рассказывает специалист.
Мы не можем полностью исключить использование гаджетов в повседневной жизни. Но должны четко понимать, что планшет, смартфон или компьютер ни в коем случае не должны стать альтернативой живому общению.
Учиться никогда не поздно
Многие родители замечают проблему и начинают бить тревогу уже тогда, когда ребенок идет в детский сад, а иногда и позже – перед началом школьного обучения.
Специалисты отмечают, что в случае, если дети приходят в школу с множественными речевыми проблемами, это приводит к нарушению звукопроизношения и фонематического слуха, связной речи и лексико-грамматического строя. Как результат – неудовлетворительные оценки за диктанты и письменные работы по русскому языку, проблемы с чтением. «Дети с нарушениями речи делают по несколько ошибок в одном слове, пропускают буквы, слоги, потому что они не умеют различать звуки речи на слух», – рассказывает логопед.
Развитием фонематического слуха можно начинать заниматься после 4 лет. А в 5–6-летнем возрасте уже нужно тренировать ребенка выделять из слова отдельные слоги и звуки.
«Чтобы процесс развития речи происходил весело, интересно и эффективно, занимайтесь с ребенком в форме игры. Ребенок с энтузиазмом воспримет это», – советует Дарья.
1. Играем в «Эхо»
Для начала ребенку проще услышать слог – слияние нескольких звуков. Например, поиграть в игру «Эхо». Рассказать, что это за явление, и объяснить, что эхо повторяет только конец слова, его хвостик.
«Ребенок должен, как эхо, повторить окончание слова. Взрослый говори «руч-ка», ребенок повторяет «-ка» и так далее», – объясняет логопед.
2. «Назови на заданный звук»
«Предложите ребенку поиграть в слова. Называйте или придумывайте слова на заданный звук. Например, называем только слова на «п» или на «а». Эти игры не требуют никакого оборудования, и играть в них вы сможете в машине, по дороге в детский сад, на прогулке», – советует логопед.
Время от времени придется меняться местами и иногда взрослому становиться «эхом», а ребенку выбирать звук, на который придумываем слова. Родитель в процессе игры может «нечаянно ошибаться», отвечать неправильно, давая тем самым возможность ребенку найти и исправить эту ошибку.
3. Усложняем игру
«Более сложный вариант игры – придумай слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. Взрослые играют подобным образом в города, а детям мы предлагаем подбирать любые слова. Ручка – ананас – стол – лодка и так далее», – продолжает Дарья.
По причине того, что гаджеты практически заменили живое общение и современные дети «растут в тишине», многие их них не умеют воспринимать информацию на слух. Такие игры научат ребенка слышать и различать звуки речи, играть по правилам, внимательно слушать инструкции.
«Начинайте с предложенных элементарных игровых упражнений и постепенно усложняйте задачу, обогащайте словарный запас, стройте более сложные фразы, расширяйте кругозор ребенка. Это залог успешного обучения в школе и легкого освоения программы», – подытоживает специалист.
Куда обращаться
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.
Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.