Елена Васильевна Алексеева
Польза ручного труда в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами задачу воспитания творческой, самостоятельной, инициативной личности, стремящейся к преодолению трудностей, а также потребности в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.
Публикация «Польза ручного труда в развитии дошкольников» размещена в разделах
Дошкольное творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребёнка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт – модель, игрушку, рисунок. С любовью и интересом я занимаюсь ручным трудом с дошкольниками, и все это время стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки. В своей работе я стремлюсь не только научить детей работать с бумагой, природным материалом, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.
Хочется отметить, что природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и вначале движения руки неточные, но в последствие, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребёнка, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Всё это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.
Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся обработке. Если ребёнку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по-разному действовать.
Маленьким детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребёнок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Я предлагала детям младшей группы тонкую и толстую бумагу, и наблюдала, как дети сминали её в комочки, бросали, катали, складывали, собирали. Детям среднего возраста я советовала сминать бумагу, создавать определённые предметы. Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку деду морозу, выкладывали красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы. В старшей группе путём сминания бумаги создавали определё нные формы: силуэт человека, животного. В подготовительной группе применяем фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней ёлки. Но бумагу можно не только мять, её можно складывать и выполнять различные композиции. Эти поделки (оригами) я делаю с детьми в старшей и подготовительной группах.
Детям очень нравится делать аппликации из геометрических фигур. Повторяя, приходили к новым открытиям, и радости не было предела. Сгибание в определённой последовательности в сочетании с надрезами, склеиванием, для получения изображений бабочек, птиц, цветов, животных. Несмотря на условный, обобщённый характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребёнка и желание самому научится создавать подобные изображения. Работа с бумагой формирует у ребёнка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребёнок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берётся за новую, более сложную работу.
Поэтому я в своей работе старюсь подбирать посильные по объёму и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребёнка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца. В своей работе использую бросовый материал. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общение в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития, нравственного воспитания.
Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Из всего мною рассказанного следует, что ручной труд является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками». (Джон Локк)