Карнакова Любовь Владимировна
Польза плавания для детей с ОВЗ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детей с ОВЗ часто путают или сравнивают с малышами с инвалидностью. Это разные понятия и важно понимать их отличия.
Ребенок с ОВЗ имеет регулярное или временное отклонение в физическом или психологическом развитии. Например, он плохо видит или слышит, заикается или имеет другие нарушения речи, отстает в физическом развитии или страдает аутизмом. Такие нарушения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени. По мере развития ребенка они могут полностью уйти в прошлое. Диагноз «ОВЗ» не всегда устанавливается врачом, он лишь означает, что этот малыш особенный и к нему нужен индивидуальный подход.
Темочки:
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети инвалиды нуждаются в особых условиях для развития и обучения, внимании и заботе. Их обучают по схожей методике, особенности которой зависят от типа и степени выраженности заболевания. Они привыкают к постоянной родительской опеке, поэтому им сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх. Важно создать такие условия, которые помогут детям развить базовые навыки и взаимодействия. Например, подготовить к жизни в обществе, развить речевые, социальные и моторные навыки самообслуживания. На каждого ребенка нужно составить индивидуальный план развития. Не смотря на возможность совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ, формы и методы обучения для детей с диагнозом отличаются.
Особое внимание в ДОУ должно уделяться физическому развитию воспитанникам с ОВЗ.
Плавание является одним из оптимальных видов спорта для детей с ОВЗ. Это обусловлено физическими свойствами воды; снижением нагрузки на тело и уменьшением силы тяжести. Водная среда помогает детям закаляться, укреплять здоровье, а педагог получает возможность работать над компенсацией нарушенных функций их организма.
Одной из особенностей жизнедеятельности ребят с нарушением здоровья является недостаточная двигательная активность в течение дня. Для того, чтобы делать необходимое количество движений, необходимы регулярные физические упражнения и оздоровительные мероприятия.
Во время занятий в бассейне стимулируется мелкая и крупная моторика и включается в работу каждая мышца в теле ребенка.
Многочисленные исследования показали,что положительный эффект при занятии плаванием справедлив не только для здоровых детей, но и для тех, у кого есть проблемы или травмы головного мозга; дети с нарушением ОАД, синдромом Дауна; дети с аутизмом.
Здоровье таких детей значительно улучшается во время обучения плаванию.
В тот время как дети, плавая, улучшают свою физическую подготовку, приобретают терпение и целеустремленность, обучение плаванию также способствует повышению когнитивных способностей.
Занятия в бассейне для детей с ОВЗ способствуют :
-преодолению слабости отдельных мышечных групп;
-улучшению подвижности в суставах;
-улучшению деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма;
-формированию различных опорных реакций рук и ног;
-развитию предметно-манипуляционной деятельности рук;
-развитию зрительно-моторной координации
-формированию вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости и ориентировки в пространстве;
-формированию различных опорных реакций рук и ног;
-общей релаксации тела и отдельных конечностей.
Чем полезно плавание для детей с нарушением речи?
-Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка.
Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары делают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует правильному производству речи.
Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки выполняет тренировку вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода создает нагрузку непосредственно на грудную клетку, поддерживает шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции.
Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство.
Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водные пары делают
влажную мягкую среду, облегчающую дыхание.
Бассейн воспринимается детьми как пространство игры, а не лечения.
Плавание можно назвать одним из самых эффективных способов закаливания и профилактики различных заболеваний. Систематические занятия в бассейне закаливают ребенка, способствуют развитию внутренних органов мышечного аппарата и позвоночника.
Упражнения также имеют и воспитательное значение; они помогают развивать личность воспитанников и приобщают их к спорту. Ребенок обретает уверенность в своих силах, становится самостоятельным и выносливым.
Плавание также способствует :
- закаливанию и укреплению иммунитета;
-улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций.
Так же в бассейне проводится пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и как следствие улучшается работа речевого аппарата.
И самое главное – детское плавание способствует появлению положительных эмоций.
Положительный результат от занятий в бассейне необходимо сохранить в максимальном качестве, поэтому нужно придерживаться соблюдения следующих правил:
-регулярность занятий
-комфортная температура воды.
Врачи рекомендуют занятия оздоровительным плаванием всем детям, у которых нет медицинских противопоказаний. Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет себе выполнить а суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается.
Бассейн воспринимается детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна и приятна, обеспечивает естественную среду для проведения игр. Это дает возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.
Список литературы:
1. Булгакова Н. Ж. «Оздоровительное, лечебное плавание. М,2008.
2. Булгакова Н. Ж. «Познакомтесь - плавание». М. ,2002.
3. Козлова А. В. «Плавание доступно всем». - Л: Лениздат,1986.
4. Дудальский В. В. «Игры на воде при обучении детей плаванию».-Краснодар,1990-111с.