Алена Новоселова
Положение о кабинете педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛОЖЕНИЕ
о кабинете педагога – психолога
МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность работы кабинета педагога-психолога (далее – Кабинет) МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5» (далее – ДОУ)
Публикация «Положение о кабинете педагога-психолога» размещена в разделах
1.2. На должность педагога - психолога ДОУ назначается специалист с базовым психологическим образованием, а так же лицо, имеющее высшее образование и прошедшее специальную переподготовку в области детской практической психологии. Обязанности педагога-психолога определяются должностной инструкцией.
1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014;
– Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
– Письмом Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения"
– Уставом ДОУ.
1.4. Кабинет является организованным рабочим местом педагога – психолога ДОУ.
1.5. Положение принимается Педагогическим советом ДОУ и утверждается приказом заведующего ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего ДОУ.
1.6. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Цели и задачи кабинета педагога – психолога ДОУ
2.1. Цель работы Кабинета : психолого- педагогическое сопровождение детей, посещающих ДОУ, их родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ.
2.2. Основными задачами работы кабинета являются :
- Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в ДОУ
- Определение факторов, препятствующих развитию личности детей, оказание им различных видов психологической помощи.
- Оказание консультативной помощи обучающимся и их родителям (законным представителям, педагогам в решении конкретных проблем
- Проведение диагностической, коррекционно – развивающей, консультативной работы.
- Составление психолого – педагогического заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития детей.
- Психологическая поддержка творчески одаренных детей
- Формирование психологической культуры детей, педагогов, и родителей (законных представителей)
- Консультирование работников ДОУ по вопросам развития детей, практического применения психологии для решения педагогических задач.
- Обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения в умственном, эмоциональном, физиологическом развитии
3. Направления деятельности кабинета
3.1. Психолого - педагогическое сопровождение включает в себя работу по нескольким направлениям:
• Психолого – педагогическая диагностика (индивидуальная. групповая)
Цель: получение информации об индивидуально – психологических особенностях детей, динамике процесса их развития; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
• Консультирование (индивидуальное, групповое)
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации рабочей программы, индивидуальных образовательных маршрутов.
• психологическая профилактика
Цель: создание условий, направленных на профилактику нарушений в умственном, физиологическом, эмоциональном развитии обучающихся.
• психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, и родителей
• коррекционно – развивающая работа. (индивидуальная. групповая)
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
3. Участники психолого – педагогического сопровождения
3.1. Участниками психолого- педагогического сопровождения являются обучающиеся ДОУ, их родители (законные представители) и педагоги ДОУ.
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется во время любой их деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
3.3. Для психолого-педагогического сопровождения обучающихся обязательным является письменное согласие родителей (законных представителей) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
3.4. Определение участников психолого- педагогического сопровождения конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.
Категория участников Обязательно дополнительно
Дети • Младшая группа - Сопровождение процесса адаптации; совместно с воспитателем ведение адаптационных листов; игры, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения; психолого- педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) По запросам родителей, педагогов, администрации ДОУ и личным наблюдениям - углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса
• Средняя группа психолого- педагогическое сопровождение детей с ООП
• Старшая группа психолого- педагогическое сопровождение детей с ООП
• Подготовительная группа Психологическая диагностика готовности к школьному обучению; индивидуальные /групповые коррекционно-развивающие занятия; психолого- педагогическое сопровождение детей с ООП
Родители Консультации по вопросам адаптации, по результатам диагностики.
Педагоги Консультации по вопросам организации индивидуальной работы с детьми, по нормализации адаптационного периода; Профилактика эмоционального выгорания
4. Организация психолого - педагогического сопровождения
4.1. Содержание работы педагога - психолога строится в соответствии с педагогическими технологиями и принципами, обеспечивающими коррекцию и развитие всех сфер психики обучающихся, учитываются возрастные и психофизиологические особенности.
4.2. Содержание коррекционо – развивающей работы с обучающимися определяется индивидуальными картами развития. В картах отражаются индивидуально ориентированные коррекционно - развивающие мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся.
4.3. Основными формами работы с обучающимися являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера проблемы, возраста воспитанников.
4.4. Продолжительность работы определяется:
Категория участников Продолжительность
Дети 1,5 – 3 года Не более 10 минут *
3-4 года Не более 15 минут *
4-5 лет Не более 20 минут *
5-6 лет Не более 25 минут *
6-7 лет Не более 30 минут *
Педагоги От 15 минут до 90
Родители От 15 минут до 90
* Продолжительность диагностики методом наблюдения может составлять большее количество времени, в зависимости от поставленных задач.
4.5. Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с обучающимися определяются в зависимости от проблемы и поставленных задач.
5. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета педагога-психолога.
5.1. Психологическое обеспечение.
Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благополучия для ребенка и включает в себя:
- грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия обучающихся и окружающих их взрослых;
- создание благоприятного для развития обучающихся психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками;
- максимальная реализация в работе с обучающимися психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»);
- развитие индивидуальных особенностей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности).
5.2. Методическое обеспечение.
Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств для решения задач работы кабинета. Важным из них является:
- быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме;
- необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента;
- выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки - экспресс-методик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий;
- эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции (ауди-визуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии - терапии движением).
5.3. Организационно обеспечение.
Организационное обеспечение предполагает подготовку оборудования, в том числе - методических материалов, документации и реклам.
5.4. Технические средства (при условии наличия) :
- система видеозаписи и видео воспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;
- система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей
-компьютер
5.5. Методические материалы:
- кейс практического психолога (набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития);
- набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.);
- набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей);
- библиотека практического психолога.
5.6. Обязательные условия.
5.6.1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
- чистота кабинета
- исправная мебель;
- озеленение;
- наличие системы проветривания;
- соблюдение техники безопасности, наличие инструкций по технике безопасности;
- наличие правил поведения в кабинете.
5.7. Ответственность за кабинет несет педагог-психолог.
5.8. Оборудование кабинета должно отвечать СанПиН 2.4.1.3049-13, требованиям охраны труда и здоровья всех участников образовательного процесса.
6. Организационные зоны кабинета педагога – психолога.
6.1. Зона взаимодействия с обучающимися содержит:
- материалы к диагностическим, коррекционным, развивающим методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией обучающихся;
- материал для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые карандаши, краски, пластилин и др.);
- наборы геометрических форм, мозаик, конструкторов;
- столы, стулья.
6.2. Зона взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями) для формального и неформального общения содержит:
- анкетные бланки, бланки опросников, печатный материал;
- литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений;
- литературу по проблемам познавательного, личностно – эмоционального развития обучающихся, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др. ;
- информационные материалы о смежных специалистах (учитель- логопед, психиатр, психоневролог) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы);
- распечатка с играми и упражнениями для занятий с обучающимися в домашних условиях и в учреждении
6.3. Зона организационно – методической деятельности содержит:
- документацию (нормативную, специальную, организационно – методическую);
- литературу и печатные издания по повышению научно – теоретического уровня и профессиональной компетентности;
- программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно – развивающей и диагностической деятельности;
- письменный стол, стул;
- компьютерный комплекс.
7. Документация кабинета психолого- педагогического сопровождения.
7.1. График работы (часы работы по дням недели, утверждается заведующим)
7.2. Рабочая программа педагога – психолога (разрабатывается с учетом Положения о рабочей программе педагога МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5», других НПА на уровне ДОУ, законодательства СО, РФ, утверждается заведующим);
7.3. Годовой план (включает в себя распределение видов работы по направлениям, с указанием участников, сроков и предполагаемого результата);
7.4. Планы работы на неделю (планирование работы в соответствии с тематическим планированием ДОУ);
7.5. Журналы учета проведенной работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
7.6. Карты развития на обучающихся, находящихся на психолого – педагогическом сопровождении.
7.7. Коррекционные и развивающие программы индивидуальной и групповой работы
7.8. Табеля посещаемости занятий
7.9. Тетрадь взаимодействия педагога – психолога с педагогами ДОУ
7.10. Аналитический годовой отчет.
8 Заключительные положения
8.1. Настоящее положение вступает в силу со дня его принятия педагогическим советом и действует до его изменения или отмены.
8.2. Настоящее Положение является локальным актом ДОУ, обязательным для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Согласие родителей (законных представителей) на психолого- педагогическое сопровождение в ДОУ
Психолого- педагогическое сопровождение в МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5» осуществляет педагог-психолог ___
Психолого- педагогическое сопровождение ребенка включает в себя:
- психологическую диагностику;
- участие ребенка в развивающих занятиях;
- консультирование родителей (законных представителей);
- при необходимости - посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;
Педагог-психолог обязуется :
предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителей);не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (законных представителей).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях (о которых вы будете информированы) :
Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам
Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.
Родители (законные представители) имеют право:
- обратиться к педагогу-психологу ДОУ по интересующему вопросу;
- отказаться от психолого- педагогического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше).
Я ___ ,
ФИО родителя (законного представителя)
являясь родителем (законным представителем)___
Фамилия Имя ребенка, год рождения
Согласен (согласна) на психолого- педагогическое сопровождение моего ребенка
Отказываюсь от психолого- педагогического сопровождения
Отказ от отдельных форм работы___
Настоящее Согласие (отказ) дано мною «___»___20___г
и действует на время пребывания моего ребенка в МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5»
Подпись родителя (законного представителя) ___
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Журнал учета диагностической работы
дата Форма работы участники цель методы примечание
2. Журнал консультаций
дата Форма работы участники Повод обращения проблема результат
3. Журнал учета коррекционной и развивающей работы
дата Форма работы участники содержание результат примечание
4. Журнал учета организационно-методической и экспертной работы
дата деятельность Содержание примечание
5. Журнал учета психологической профилактики и просвещения
дата участники содержание примечание