Марина Морозова
Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».
Публикация «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский.
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Считаю, что только высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания. В современной жизни родители мало уделяют внимания на эстетическое развитие детей. Чаще всего дошкольники смотрят телевизор далеко не детских фильмов и телепередач, либо мультфильмы с агрессивным подтекстом. И ещё одна важная проблема, касающаяся маленьких городов – это отсутствие театров. Не каждый родитель имеет возможность приехать в большой город и посетить ТЮЗ, оперный театр и т. д. Поэтому наша задача приобщить детей к прекрасному. А самым прекрасным является искусство, во всех его проявлениях: музыка, художественное слово, изобразительное искусство и конечно театр. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Главной задачей музыкального развития дошкольника является формирование у детей системы музыкальных способностей, основ музыкальной культуры, развитие эмоционально-чувственной сферы, приобщение маленького слушателя к шедеврам музыкального искусства. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Для лучшего восприятия музыки появилась необходимость обращения к синтезу искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры. Поэтому на музыкальных занятиях я использую программу «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К. А. Самолдиной, Е. П. Марковой.
На каждом музыкальном занятии использую слушание классической музыки. Во время восприятия предлагаем рассмотреть картины, и дополняем увиденное и услышанное художественным словом. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре произведения, сравнивает музыку с текстом стиха, сопоставляет с картиной. Н. А. Римский-Корсаков так характеризует воздействие на человека тремя видами искусства: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении и настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ». Как вы понимаете, синтез искусств один из эффективных форм приобщения детей к миру искусства. При этом образовательный процесс становится художественно-культурной развивающей средой. При выборе музыкального, художественного произведений и изобразительного искусства необходимо помнить, что все они должны соответствовать данной тематике, характеру, образу. Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Всё, что происходит на большом экране мультимедиа, детям кажется неким чудом. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к непосредственной музыкальной деятельности перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Поэтому я использую материал с элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
Для полного создания образа мне помогают: танцевальное творчество, музицирование, театрализация. Например, мы прослушали «Концерт №1 для фортепьяно с оркестром» Э. Грига, полюбовались на красоту вешней природы в картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода», насладились поэзией И. А. Бунина «Бушует полая вода…», и всё это отразили в ритмопластике «Пробуждение природы», танцевальной композиции «Вешние воды», изобразили капель на детских музыкальных инструментах, спели песни о весне, при этом ребёнок получил такой багаж знаний, умений, положительных эмоций. Применяемые элементы ритмопластики раскрепощают детей, дают почувствовать мышечную свободу, что позволяет более точно передать образ. Ребёнок не только постигает новое, но и усваивает на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта.
Я считаю, что музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути. Процесс эмоционального и осознанного восприятия музыки, художественного слова и изобразительного искусства помогает мне выявить уровни эстетического развития детей дошкольного возраста и на основе этого разработать психолого-педагогические условия, способствующие индивидуальному подходу к осуществлению комплексной работы по эстетическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Понимая значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека музыку в нашем детском саду используем как в непосредственной музыкальной деятельности, так и в качестве фона в других областях образовательного процесса, во время сна. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять. В «Теории методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений; развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Если вы любите петь, то пойте на здоровье. Во время пения легкие напрягаются, в результате чего исчезает усталость, проходит сонливость, концентрация повышается. Музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними возбудителями положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии дошкольника. Кроме того, музыкальные способности, в свою очередь, занимают определенное место в структуре интеллекта и не могут рассматриваться в отрыве от общих черт личности.
Для формирования музыкальной деятельности дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия с семьей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка. Родители охотно принимают участие в конкурсных программах, вечерах развлечений, утренниках. Воспитатели, родители и дети вместе собираются в нашей музыкальной гостиной, чтобы послушать красивую классическую музыку. На собраниях родители получали как практические, так и теоретические знания по следующим темам: «Как научить ребенка слышать музыку», «Организация домашнего праздника с детьми», «Создай-ка» (изготовление музыкально-дидактических игр и шумовых инструментов из бросового материала). Оформила папки-передвижки и консультации по темам: «Что такое музыкальность?», «Навыки кукловождения», «Роль фольклора в развитии ребёнка», «Музыка для будущих мам», «Организация театрализованной деятельности дома». В результате на районных конкурсах «Папа и я – два богатыря» и «Дочки – матери» родители и дети нашего детского сада заняли первые места. С большим удовольствием родители участвуют в различных инсценировках и театрализованных постановках. Помогают в изготовлении декораций и пошиву костюмов.
И в заключение хотелось бы сказать, 70% выпускников посещают музыкальную школу, танцевальные и театральные кружки. Это говорит о том, что коллектив нашего детского сада сумел привить детям любовь к искусству и научил видеть прекрасное. А самое главное, дошколята привлекли к миру музыки своих родителей. Ведь взрослые порой сами забывают об искусстве.
Таким образом, в развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.