Юлия Соколова
Полифункциональные дидактические пособия как средство организации РППС в рамках ФОП ДО
▼ Скачать
Аннотация: Полифункциональные пособия являются значимой составляющей развивающей предметно-пространственной среды и одним из важнейших инструментов реализации ФГОС ДО и ФОП. Особое место здесь занимают пособия, выполненные самими педагогами и семьями воспитанников.
Одним из условий реализации Образовательной Программы является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Реализовать эти требования как нельзя лучше помогают полифункциональные пособия. Они являются очень важной составляющей при формировании развивающей предметно-пространственной среды и помогают обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
Публикация «Полифункциональные дидактические пособия как средство организации РППС в рамках ФОП ДО» размещена в разделах
Полифункциональные пособия - это пособия, не обладающие жестко закрепленным способом использования.
По моему мнению, комплексный подход к содержанию Образовательной Программы и её реализации, стал «пусковым механизмом» для появления полифункциональных пособий. Полифункциональные пособия помогают обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Образовательной Программы и организационных форм образовательной деятельности, с учетом образовательных потребностей и способностей детей. Создают условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Поддерживают инициативу и самостоятельность детей в выбранных ими видах деятельности, организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития каждого ребенка. Такие пособия направлены на поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового пространства. Немаловажным является и тот факт, что полифункциональные пособия могут использоваться при реализации различных Образовательных Программ.
Ребенок, овладевая разными формами и видами игры с одним и тем же пособием, активно развивает воображение. Это способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка, которые реализуются в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Очень важно, чтоб полифункциональные пособия были доступны для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Это значит, что пособие должно находиться в свободном доступе, а также сделаны из безопасных для детей материалов и находится в исправном состоянии.
Большинство полифункциональных пособий являются результатом ручного труда и, в отличие от готовых фабричных пособий, не требуют больших финансовых затрат. Также немало важно то, что к их изготовлению можно активно привлекать семьи воспитанников. Участие родителей в создании этих пособий повышает их компетентность в вопросах развития и образования. Самое важное то, что участие в изготовлении пособия родителей, позволяет привлечь к этому процессу самих детей. Принимая участие в этом творческом и, бесспорно, увлекательном процессе ребёнок полностью погружается в суть пособия. Использование в оформлении любимых ребёнком цветов, персонажей, растений, животных, вызывает эмоциональный отклик в его душе, способствует самовыражению. Это, несомненно, увеличивает развивающий потенциал пособия.
Полифункциональные пособия стимулируют профессиональное развитие педагогических работников. Ведь для того, чтоб создавать такие пособия педагог должен находится в постоянном развитии. Знакомиться с новыми тенденциями не только в дошкольном образовании, но и в системе образования в целом, а также хорошо владеть умением работать с материалами, которые можно использовать для изготовления пособия.
Создание пособий основано на принципе интеграции. Интеграция в переводе с латыни это «вставка, соединение». Следовательно, «интегрировать», значит вставлять какую-то часть в уже имеющееся целое или соединять в единое целое разрозненные части. Именно эти подходы лежат в основе создания полифункциональных пособий.
В первом случае пособие создаётся как монофункциональное т. е. предназначенное для использования в одной образовательной области или для одного вида деятельности. Со временем, добавляя в пособие какие-либо элементы, позволяющие использовать его в других образовательных областях или видах деятельности, мы расширяем его функционал.
Во втором случае, пособие изначально создается как полифункциональное. Педагог точно знает, в каких областях и видах деятельности оно будет использоваться. Но это совершенно не означает, что оно не будет «развиваться». Как и в первом варианте пособие может дополнятся элементами, позволяющими использовать его в большем объёме.
Очень часто инициатива обновления исходит от самих детей. Иногда, дети видят в пособии, совершенно неожиданный для педагога потенциал и предлагают свои способы его использования.
Если такое происходит, значит
пособие не только в полном объёме выполняет свои функции, но даже превосходит их. Это приводит к тому, что пособие «развивается» вместе с детьми.