Юлия Николаева
Полифункциональное игровое пособие — «Развивающая сумочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по применению полифункционального игрового пособия
Название пособия – Развивающая сумочка
Данные методические рекомендации предназначены воспитателям и другим специалистам ДОУ для работы с детьми дошкольного возраста от 4 до 6 лет. Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях ознакомления с окружающим миром, развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Публикация «Полифункциональное игровое пособие — „Развивающая сумочка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, перед педагогами дошкольного образования особо остро стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. В соответствии стандарту, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Именно многофункциональное игровое пособие «Развивающая сумочка» соответствует указанным требованиям ФГОС ДО по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей от 4 до 6 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Подходит для работы с детьми норма и для работы с детьми ОВЗ.
Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие познавательно-речевой активности детей; развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
2. Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;
3. Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Развивающие:
1. Развивать познавательные интересы;
2. Развивать сенсорные навыки и тактильные ощущения, обогащать чувственный опыт;
3. Развивать любознательность;
4. Развивать воображение и творческую активность;
5. Развивать внимание, память, наблюдательность;
6. Совершенствовать грамматический строй речи;
7. Обогащать словарный запас;
8. Развивать фонематическое восприятие;
9. Развивать навыки звукового анализа и синтеза;
10. Вызывать интерес к коррекционной деятельности;
11. Развивать сенсорные способности;
12. Развивать мелкую моторику;
13. Автоматизация звука в словах и в предложениях;
14. Развивать зрительную память и внимание.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности;
2. Воспитывать в детях умение получать положительные эмоции в процессе игры.
Образовательные области:
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие.
Ценность методического пособия:
• Многофункциональное пособие «Развивающая сумочка» используется как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста;
• «Развивающая сумочка» удобна в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, который привлекает детей;
• «Развивающая сумочка» с перспективой на будущее: с усложнением и вариацией дидактических задач и упражнений пособие можно будет использовать и с детьми среднего, и старшего, и подготовительного дошкольного возраста.
Описание пособия:
Пособие представляет собой сумочку с ручками формата А4, которая раскрывается в большую игровую область размером 50 на 70 см. Игровая область представляет собой два развивающих пространства. Пособие выполнено из различных тканей, съемных элементов, липучек, крючков, клепки и пр. Съемные детали выполняют обучающую функцию (грибы, груши, яблоки, вагоны паровозика, рыбки, цветы, бабочки, заяц. Несъемные детали – ёжик, дерево, корзины, трава, пруд, мост и прочее -пришиты к пособию и выполняют роль игрового поля. Верхнее игровое развивающее поле – «Ёжик на полянке» - прямой и обратный счет до 5, математические задачи в пределах 10, сортировка фруктов по корзинам. Нижнее игровое развивающее поле – «Паровозик» - прямой и обратный счет до 5, игры на внимание, сюжетно-ролевые игры. Верхнее и нижнее игровое поле можно объединять, придумывать различные развивающие задания и игры.
Методические приёмы работы с дидактическим пособием
Работу с данным дидактическим пособием рекомендую проводить в три этапа:
1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.
2 этап: Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.
3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данной книгой, привлекают друг друга к совместной деятельности.
Варианты игровых заданий
Дидактическая игра «Фруктовое дерево»
Цель: формирование элементарных математических представлений – знакомство с количественным составом чисел, ориентировка на плоскости (правая и левая корзинка, закреплять навыки счета в пределах 10, умение образовывать число от 5 до 10 на основе сравнения двух групп предметов, составление математических задач в пределах 10. Ознакомление с природой - закрепление понятия фрукты, вспомнить какие еще фрукты растут на деревьях.
Дидактическая игра «Ежик на полянке»
Цель: формирование элементарных математических представлений – знакомство с количественным составом чисел, закреплять навыки счета в пределах 5, математические задачи в пределах 5. Ознакомление с миром природы – вспомнить названия грибов, разделить на съедобные и несъедобные; рассмотреть части тела ежика, особенности поведения – расширять представления детей о диких животных. Развивать любознательность, познавательную активность.
Дидактическая игра «Паровозик»
Цель: формирование элементарных математических представлений – знакомство с порядковым составом чисел, прямой и обратный счет до 5, развитие внимания, развитие речи. Ребенку предлагается выстроить вагончики паровоза начиная от 5 вагона, заканчивая 1 и наоборот, от 1 вагона до 5. Найти то количество предметов на пособии, которое соответствует номеру вагона. Например: один зайчик, значит он едет в первом вагоне, две рыбки – во втором вагоне и т. д.
Дидактическая игра «Лесная полянка»
Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире, развитие речи. Ребенку на игровом поле предлагается поиграть за персонажи (за зайца, бабочку, рыбку и т. д.) и придумать свой сюжет игры.
Дидактическая игра «Собираем урожай»
Цель: Знакомство с миром природы, развитие связной речи. Обсудить, где и как растут овощи, фрукты, грибы (в саду, в лесу, на грядке, на дереве, на кустарнике? Что такое корнеплоды? Почему они так называются? Какие фрукты, овощи, грибы растут в наших краях? Какую тайну хранят косточки и семечки, спрятанные внутри некоторых овощей, фруктов, ягод?
Дидактическая игра «Сортировка»
Цель: Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве. Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира. Предложить детям собрать урожай в паровозик по различным признакам: по количеству, цвету, форме, размеру, виду (овощи, фрукты, грибы, вкусовым качествам (сладкие, кислые, горькие и т. п.)
Дидактическая игра «Угадай-ка!»
Цель: развитие образного мышления, развитие речи. Игрок выбирает 1 предмет из пособия, не называя и не показывая другим игрокам, описывает его, отвечая на вопрос: какой он? (Например: круглое, красное, сладкое). Остальные игроки пытаются отгадать загаданный предмет (например: яблоко).
Дидактическая игра «Посчитай-ка!»
Цель: Развитие математических представлений, внимания. Предложить детям посчитать, сколько всего в сумке овощей? Фруктов? Грибов? Бабочек? Рыбок? Вагонов? Деревьев? Цветов? Сравнивать по количеству, цвету, форме, размеру.
Дидактическая игра «Запоминай-ка!»
Цель: Развитие памяти. Вместе с детьми выберите 5-7 предметов из развивающей сумки, разложите их в ряд перед ребенком. Рассмотрите, постарайтесь запомнить. Попросите детей закрыть глаза, а сами тем временем спрячьте 1 предмет. Открыв глаза, дети попробуют отгадать, какой предмет исчез. Затем поменяйтесь местами: ребенок прячет, а взрослый угадывает. Можно усложнять игру, постепенно увеличивая количество запоминаемых предметов.
Дидактическая игра «Поварята»
Цель: формировать представления детей об основных свойствах окружающего мира. Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов. Поговорив с детьми о пользе фруктов, грибов для здоровья. Предложить приготовить блюда, сварить в кастрюльке суп грибной, компот, варенье. Дети должны выбрать нужные ингредиенты для каждого блюда.
Игра: «Найди картинки»
Цель: Развитие фонематического слуха. Педагог ставит картинку на какой-либо звук, стоящий в начале названия изображённого предмета. Ребёнку или подгруппе детей предлагается выбрать из разложенных перед ними предметных картинок только те, в названиях которых слышится заданный звук (в любой позиции в слове).
Игры: «Произнеси правильно», «Придумай предложение».
Цель: Автоматизация звука в словах или предложениях и совершенствование сенсорных способностей. Педагог предлагает ребёнку или подгруппе детей (поочерёдно) произнести названия изображённых на картинках предметов. Обращается внимание, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Если же данный звук уже на этапе автоматизации в предложениях, то ребёнку или подгруппе детей педагог предлагает придумать предложение на свою картинку.
Дидактический материал к данному пособию можно дополнять персонажами, демонстрационным материалом, игрушками - дикие животные, расширяя познавательный интерес детей. Работать с пособием очень удобно, а главное легко, так как оно мягкое, безопасное, интересное.
Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать математические представления, познавательную активность и речевое развитие у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.