галина полякова
Развиваем творческого мышления ребенка с помощью сюжетно-образных музыкальных игр. Практические советы
▼ Скачать + Заказать документы
По анализу в ходе мониторинга развития творческой активности дошкольников можно выделить несколько компонентов творческой активности :, одним из которых является творческое мышление, т. е. интеллектуальный компонент, который является относительно устойчивой индивидуальной структурой умственных способностей ребенка. Этот компонент можно сформировать и в дальнейшем развивать, включая ребенка в музыкальную игровую деятельность. На музыкальных занятиях в процессе использования сюжетно-образных игровых ситуаций осуществляется решение следующих развивающих задач :
Публикация «Развиваем творческого мышления ребенка с помощью сюжетно-образных музыкальных игр, Практические советы» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
1. Накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально-игровой деятельности;
2. Активизация творческой активности посредством участия в музыкальных играх;
3. Развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей.
Сюжетно-образная игра - это игра, в ходе которой ребенок примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей и сверстников, а так же
сюжетно-образная игра представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры. Взрослый дает информацию о персонаже, которым хочет быть ребенок. Это важный момент. Ребенок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий, смотреть фильмы BBC, мультики. Можем просто задать образец игрового поведения, показав, как игровой персонаж может себя вести.
Развитие мышления осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать. При этом обращается внимание на способы умственных действий.
Со стороны взрослых детям оказывается помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.
В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи - слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни - сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире самых разных звуков - природы, окружающего мира, музыки. Параллельно с развитием музыкального восприятия совершенствуется механизм слухового внимания, которое помогает ребенку вслушаться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Ниже приведены примеры игр на развитие творческого мышления :
1.«Колобок» Звучит фонограмма русской народной песни (обр. Е. Тиличеевой)
Дети стоят в кругу. В центре круга сидит ребенок на корточках Колобок. Дети, взявшись за руки, мягким осторожным шагом подходят к Колобку, сужая круг. Затем отходят назад, расширяя круг. Движения повторяются несколько раз. Затем, не опуская рук, идут по кругу вправо спокойным хороводным шагом. В это время Колобок начинает «расти», то есть ребенок постепенно поднимается, и к концу музыкальной фразы встает во весь рост. Колобок легко прыгает на двух ногах, стоящие в кругу хлопают. С окончанием музыки все останавливаются и говорят:
«Колобок, колобок,
Ты от бабушки ушел,
Ты от дедушки ушел.»
Выходит ребенок в маске зайца (на роль зайца, волка, медведя и лисы детей выбирают заранее) и говорит: «А от меня не уйдешь». Колобок отвечает: «Нет, уйду». Колобок, отступая назад, выходит из круга, его пытаются поймать. Если колобку удалось убежать, то эту роль он выполняет и при повторении игры. Только теперь его догоняет другой персонаж.
2. «У дедушки Трифона
(Фонограмма — любая плясовая музыка)
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга — ребенок. Это дедушка Трифон. Дети идут по круту и поют:
«У дедушки Трифона Семеро детей!
Семеро детей — Семь сыновей!»
Дедушка Трифон показывает, какие огромные глаза у его сыновей и поет:
«С такими глазами!»
Дети показывают и повторяют: «С такими вот глазами!».
Далее — «с такими ушами, руками, ногами, плечами и т. д.»
Дедушка Трифон поет:
«Не пили и не ели,
Все на дедушку глядели.
И все делали вот так! —2р.»
Дети повторяют движения за дедушкой — руки на пояс, прыжки, приседания, потянуть себя за нос и т. д.
При каждом новом движении повторяют слова: «И все делали вот так!»