галина полякова
Глоссарий музыкальных терминов для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Венгерский писатель Иштван Чукаш на страницах своей книги «Дудочка и барабан» в переводе И. Луговой поведал детям о происхождении различных по значению музыкальных терминов. Познакомьтесь с некоторыми страничками из этой книги. Вы узнаете много нового и интересного…
Мелодия
Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Публикация «Глоссарий музыкальных терминов для дошкольников» размещена в разделах
Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря, прежде всего, мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.
Мелодия всегда имеет тот или иной ритм. Греческое слово «ритмос» означает «соразмерность», «стройность». Ритмом называется чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые –сильными.
Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада. Все семь звуков лада могут быть повышены или понижены на полтона.
Чтобы обозначить в нотной записи эти повышения и понижения звуков, к ним прибавляются знаки альтерации, т. е. знаки изменения высоты звуков (латинское слово «альтераре» означает «изменять»). Основных знаков альтерации три: диез- знак повышения звука на полтона;
бемоль- знак понижения звука на полтона, бекар- знак отказа от ранее примененных знаков.
Если сложить все музыкальные звуки- простые и со знаками альтерации, то всего получится двенадцать звуков. Сколько же можно сложить мелодий из двенадцати звуков? Бесчисленное множество. И ни одна не будет повторять другую.
Ноты.
Монах Гвидо из итальянского города Аррецо жил 900 лет тому назад. Он был учителем пения. Его подопечные-мальчики из церковного хора- ежедневно собирались на спевки. И, как всегда, начинали занятия с распевного латинского гимна, который был популярен в то время.
Особенность этого гимна была в том, что каждая новая строчка начиналась звуком (тоном) выше. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, Гвидо громко поправлял его, то есть сам пел нужный звук. При этом он четко произносил первый слог начального слова фразы:
-Ут!- гремел голос Гвидо под сводами церкви.
Мальчики, широко раскрыв рты, подхватывали «ут». За «ут» следовало «ре», «ми», «фа», «соль» и «ля» - все первые слоги начала каждой строки гимна.
Но вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак». Правда, слог «ут» переделали в «до» и прибавили к шести названиям нот еще одну – «си». И получился мажорный лад, который знает каждый человек:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до…
Время шло. Один век сменял другой. Бурно развивалось музыкальное искусство. К 17-му веку появилась простая и доступная запись. И ноты навсегда заняли свои места на нотном стане (на пяти линейках).