Марина Кравченко
Показатели специфических способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Показатели специфических способностей дошкольников
В дошкольные годы у ребенка могут проявиться и специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А де Хааном и Г. Кафом разработана тест- анкета на выявление этих способностей. (Тест-анкета взята из книги Л. Хахалина (26)).
Музыкальные способности (5 признаков)
Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
Публикация «Показатели специфических способностей дошкольников» размещена в разделах
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушиваются в них, легко их запоминаете;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком –либо музыкальном инструменте.
Технические способности (5 признаков) :
У вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Способности к научной работе (6 признаков)
У вашего ребенка способности к научной работе, если он:
- обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит вас записать) не с целью похвастаться, а для себя;
- любит слушать (или читать, если умеет) научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и недолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант (7 признаков)
Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
- с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
Незаурядный интеллект (9 признаков)
У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый учебный материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;
- обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе (или на занятиях в детском саду) ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Спортивный талант (8 признаков)
Не сердитесь на вашего шалуна – просто у него спортивный талант:
- он энергичен и все время хочет двигаться;
- он смел до безрассудства, и не боится синяков и шишек;
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре
- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, что он никогда всерьез не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Литературное дарование (5 признаков) :
У вашего ребенка литературное дарование, если он:
- рассказывает о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или на тему действительного события, причем событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
- любит уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.
Художественные способности (6 признаков) :
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
-не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что – нибудь подобное;
- не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описаниях талантов. Если какая -то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо – 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже баллов).
Затем суммируйте баллы внутри каждой восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на 8)
Уже на этом этапе вы сможете установить наиболее выраженную одаренность ребенка. Но на этом ваша работа не закончилась, теперь необходимо построить график уровня интересов ребенка.
Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите 8 (по числу исследованных вами видов талантов) позиций. На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры –2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.
Подсчитали очки одаренности ребенка. Допустим, получилось
Музыкальные способности -4.6 б
Технические -2б
Научная работа - 2
Артистические - 4.4
Интеллектуальные -4
Спортивные -2.3
Литературные -4.8
Художественные -2
Выстраиваете график одаренности ребенка. Для чего он нужен? Для того, чтобы принять правильное решение, когда вы хотите, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, литературных и артистических сферах. Плавание и математика чужды ему и будут в тягость.
Если линия на графике не имеет пиков – предлагаемый вам метод выявление одаренности ребенка при помощи анкетирование все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и проявляться бурно и ярко. Эту анкету можно применять для анкетирования детей с пяти лет, хотя ее точность значительно повышается, когда ребенку исполняется шесть-семь лет
Предложенный выше тест поможет определить склонности ребенка к той или иной деятельности. Его можно предложить родителям для выявления одаренности ребенка.
Более полную характеристику одаренности детей дадут также и наблюдения за ребенком в процессе деятельности. На что следует обратить внимание при наблюдении за ребенком? Рассмотрим на некоторых видах деятельности художественного цикла.
Изобразительная деятельность
Общие способности, позволяющие успешно заниматься этой деятельностью:
- владение техническими навыками рисования
- умение передавать форму, величину предметов и объектов;
- умение передавать перспективу;
- развитая наблюдательность.
Творческие способности :
-чувство цвета
- умение объединить цветовое пятно в единое целое
- сделать цвет выразительным
- гармония цвета: умение связывать все цвета воедино;
- ощущение и передача пространства;
- чувство композиции (композиционные способности) :
- расположение предметов на плоскости
- умение выделить смысловой, зрительный, композиционный центр,
- умение выбрать размер и форму листа в зависимости от замысла рисунка
Нужно помнить, что у ребенка способности к изобразительной деятельности могут иметь разные аспекты. У одного больше развиты живописные способности - это проявляется в лучшем «чувствовании» цвета, передаче цветовой гаммы, сочетании цветов, выразительности цветовой гаммы. У другого ребенка может быть больше развита композиционная сторона. Он хорошо передает замысел, где жизненные наблюдения соединяет с фантазией. У третьих – лучше могут быть развиты графические навыки: четкая прорисовка линий (чаще тонкими линиями, склонность к графике, абстракции.
Литературные способности.
Общие способности :
- достаточно хорошо развитый словарь
- быстрота отбора слов в активном словаре
- достаточно хорошо развитая связная речь
- умение использовать выразительные средства речи (образность)
Творческие:
-чувство жанра
- «чувство языка» - проникновение в смыслы слов, образность
- способность к описанию, литературному изложению
- быстрота понимания содержания произведения, внутреннего смысла
Здесь могут также проявляться разные стороны данной способности : способность к сочинительству на сказочные, бытовые или какие-либо другие темы (или просто сочинительство вне жесткой зависимости от жанра, стихосложение.
Актерские способности
Общие способности
-развитый словарь и быстрота отбора слов в словаре
- понимание содержания произведения
- образность языка (умение использовать выразительные средства)
- хорошая дикция, умение использовать в речи выразительные средства
- наблюдательность, особенно за манерами поведения, речью людей
- способность к копированию поведения и манер других людей
Творческие:
- способность к импровизации (особенно заметна в играх)
- пластичность моторного аппарата
- чувство ритма
- образность видения
- эмоциональность
- высокая степень сопереживания
- способность к перевоплощению
Определив наклонности ребенка, нужно учитывать их в работе с ними. Прежде всего, помнить, что способный ребенок отличается от всех других детей, часто кажется «странным». Способные дети более любопытные и «мучают» взрослых постоянными вопросами: «А как это устроено?», «Почему так происходит?», «Что будет, если изменить условия?» и. т. д. Ученые утверждают, что одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом» и значительными возможностями к переработке интеллектуальной пищи.
Одаренные дети отличаются также способностью к установлению и прослеживанию причинно-следственных связей уже с раннего возраста. Эта способность лежит в основе «перескакивания» их через один или несколько возрастных периодов.
Эти дети обладают обычно отличной памятью, которая базируется на раннем развитии речи и абстрактном мышлении. У них большой словарный запас, рано развивается связная логическая речь. Часто у них рано проявляется словотворчество, которое выражается в том, что дети придумывают слова, которые, по их мнению, более точно отражают понятия и воображаемые события. Они любят игры, требующие активизации умственных способностей, легко принимают трудные задачи, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда навязывают им готовые решения. Это часто является причиной конфликтов со взрослыми.
Одаренного ребенка отличает также и высокая концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов, но только в той сфере, которая им интересна. К другим видам деятельности он может быть равнодушен, невнимателен и даже рассеян (еще одна причина для конфликтов со взрослыми, которые требуют одинакового внимания ко всем видам труда)
У таких детей рано развивается чувство справедливости. В силу этого они обидчивы и склонны отстаивать себя любыми способами (свое мнение, свою точку зрения, свой взгляд, что также часто бывает причиной для конфликта, так как взрослые зачастую вообще не вслушиваются в суть доказательств ребенка, а его поведение воспринимают как капризы). Личные системы ценностей вообще у таких детей очень широкие. Они остро воспринимают несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Обычно дети от двух до пяти не могут четко развести реальность и фантазию, что особенно ярко проявляется у одаренных детей. У них яркое воображение, они постоянно живут в придуманном им мире, буквально «купаясь» в своем воображении, что также часто заботит взрослых. Таких детей считают лгунами, заставляют «опуститься на землю», постоянно борются с их «дикими фантазиями», стремятся повернуть их лицом к реальности (еще одна причина для конфликтов).
У них часто бывает хорошо развитое чувство юмора, они любят игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где их сверстники и взрослые его не замечают. Юмор часто для них является средством защиты от окружающих. Они обладают обычно тонко ранимой психикой и чувство юмора – один из способов ее защиты.
Чрезмерные их фантазии часто к проявлению разнообразных страхов, поскольку такие дети способны вообразить множество опасных последствий (17)
Эти дети также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств к окружающих и очень болезненно реагирует на молчаливое напряжение, которое возникает вокруг них, когда взрослые считают его не совсем нормальным и соответственно относятся к нему. Это вызывает у ребенка неврозы страхи, эмоциональное напряжение. Не умея вынести его, дети иногда становятся раздражительными, капризными или агрессивными.
Одаренные дети, как хрупкие цветы, требуют бережного отношения к себе, понимания и свободы творчества. Психологу стоит обратить внимание тех взрослых, которые воспитывают собственной реакции на ребенка. Нужно стараться вовремя уловить изменения в ребенке, которые могут выражаться в неординарном поведении или вопросах и являться признаком одаренности
Итак, перечислим еще раз черты личности одаренного ребенка:
- отличаются способностью к установлению и прослеживанию причинно-следственных связей,
- обладают отличной памятью
- терпеть не могут, когда им навязывают готовые решения
- обладают высокой концентрацией внимания,
- обладают чувством справедливости
- остро воспринимают несправедливость
- у них яркое воображение
- обладают тонкой ранимой психикой
Следует также различать понятия «склонности» и «способности». Склонности – это расположение, тяготение к каким-нибудь видам деятельности, когда работа не просто средство для достижения каких-то целей, а сама по себе становится привлекательной. Склонности – это стремление, способности – это возможности. Между ними тесная связь и постоянное взаимовлияние. Склонности идут как бы впереди способностей и являются одним из важных факторов развития; в свою очередь, способности могут направлять и ограничивать склонности.