Ольга Кузнецова
Поисково-познавательная и опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-познавательная и опытно экспериментальная деятельность с дошкольниками в детском саду
Особое значение для личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Публикация «Поисково-познавательная и опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.
В процессе организации поисково-познавательной и опытно-экспериментальной деятельности предполагается следующее содержание работы:
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде) и др. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы, преобразование и свойства предметов). Все темы усложняются по содержанию, задачами, способами реализации.
Содержание работы в младшей группе
Включать детей в совместные со взрослым практически познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Природное окружение: Живая природа: Формировать элементарные представления о растениях, растущих в данной местности, показать, что для роста растений нужны земля вода воздух. Учить различать и называть части растений, стебель, листья, цветок, семена, плоды. Дать первичную классификацию животного мира: (дикие-домашние) птицы, рыбы. Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Насекомые. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить правильно вести себя в природе.
Неживая природа: (воздух, вода, звук, теплота, вес, притяжение свет, цвет) Познакомить детей с водой, воздухом выявить их свойства. Учить детей определять состояние погоды холодно, тепло, жарко, солнечно, облачно, идет дождь, дует ветер; Познакомить со значением света, с источником света. Научить определять происхождение звука. Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (выпал снег, побежали ручьи опали листья т. д.)
Человек: Во второй половине года познакомить со строением тела человека. (Ноги, руки, пальцы, туловище, голова). Познакомить с органами чувств и их назначением. (нос, рот, глаза, уши, язык).
Рукотворный мир: Свойства материалов: Учить детей определять свойства материалов и их качество: тонет не тонет; бьётся не бьётся; рвется не рвется, намокает, лёгкий тяжелый. Научить детей узнавать вещи, изготовленные из дерева, бумаги, глины, ткани.
Содержание работы в средней группе
Развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям; поощрять любознательность и инициативу. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и не живой природе.
Природное окружение: Живая природа: Расширять представления детей о растениях. Дать представления о том, что растения живые существа. Для их роста требуется (вода, земля, тепло, свет). Классификация растений (дерево, куст, трава). Формировать начальные представления о приспособленности растений к среде обитания и временам года. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Расширять представления детей о животном мире, о классификации животного мира: (животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Рассказать о доисторических (вымерших) животных мамонтах, динозаврах. Формировать умение группировать животных по разным признакам: животные дикие- домашние; птицы-домашние, лесные, городские, рыбы- речные морские, озерные; насекомые летающие, ползающие. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными. Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях.
Неживая природа: (воздух, вода, песок, глина, камни, звук, теплота, вес, притяжение свет, цвет, магниты). Расширять представления детей о многообразии погодных явлений (дождь, гроза, ветер, гром, молния, радуга, снег, град). Познакомить детей с природными явлениями, которые дети в своей жизни еще не видели (цунами, землетрясение, северное сияние). Учить детей определять состояние погоды (солнечная, облачно, идет дождь, дует ветер). Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Подвести к пониманию причин возникновения звука.
Человек: Продолжить знакомить детей со строением тела человека. Познакомить с органами чувств и их назначением. Познакомить с функцией носа, со строение и значением языка.
Рукотворный мир: Свойства материалов: Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес (ткани, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор) об их свойствах и качествах. Вызвать интерес к истории создания предмета. (Из чего сделаны предметы). Глиняные игрушки, вещи из резины, пластмасса и ее качества, металл его качества и свойства, игрушки из бумаги, ниток.
Содержание работы в старшей группе
Продолжать развивать интерес детей к миру природы, расширять и уточнять их представления. Создавать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании, учить наблюдать, развивать любознательность. Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред). Формировать элементарные экологические представления. Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать познавательно-исследовательский интерес.
Природное окружение: Живая природа: Мир животных: Расширять и систематизировать знания детей о животном мире. Расширять первичные представления о классификации животного мира: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные пресмыкающиеся, рептилии, ракообразные. Познакомить детей со строением и значением жизни животных на земле. Познакомить некоторыми типичными представителями климатических зон: в жарких странах (Африка -слоны, жирафы, верблюды) (северный полюс- белые медведи); Антарктида-пингвины. Животные наших лесов-медведь, волк, лиса и т. д. Расширять представления о лесных животных где живут. Мир растений: Расширять представления детей о растениях. Знакомить с разнообразием родной природы (деревья, кустарники, травы). Познакомить с понятием лес, луг, сад. Знакомить со строением, значением растений, функциями видоизменений частей растений, характерными особенностями и влиянием внешней среды на растения (экосистема). Выявить взаимосвязи в живой природе. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы, гниение растений). Познакомить с опылением растений и размножением.
Неживая природа: (воздух, вода, песок, глина, камни, звук, теплота, вес, притяжение свет, цвет, магниты). Планета Земля, Космос.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. (сезон, растительность, труд людей). Познакомить с картой и глобусом. Формировать представления о климатическом многообразии природы, планеты Земля. (Артика, Антарктика, джунгли, пустыня, саванна). Познакомить с Космосом. Узнать почему в космосе темно. Установить, что удерживает спутники на орбите. Понять, что Земля обладает силой притяжения. Показать магнитное поле вокруг магнитов. Познакомить со статическим электричеством узнать причину его возникновения. Понять, как распространяются Звуковые волны.
Человек: Рассказать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя существенные признаки. Познакомить детей с органами чувств. Определить значимость парных органов. Познакомить со строением глаза. Дать понятия об основных функциях уха. Познакомить с органом чувств-носом.
Рукотворный мир: Мир ткани, узнать различные виды тканей. Мир бумаги, узнать различные виды бумаги. Родственники стекла- узнать предметы, изготовленные из фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристик. Уметь видеть возможность преобразование предметов, участвовать в коллективном преобразовании. Закреплять умение работать с различными материалами и инструментами. Например: Защити себя от солнца: (научить делать шапочку из бумаги по типу оригами).
Приобщение к труду: Приобщать детей к доступной трудовой деятельности. Поощрять желание детей поливать растения, фиксировать необходимые данные в календаре природы результаты наблюдений. Закреплять умения использовать обобщенные способы обследования объектов.
Содержание работы в подготовительной группе
Поддерживать интерес детей к миру природы, создавать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании, формировать желание самостоятельно добывать знания (экспериментируя, наблюдая за природными объектами и явлениями). Формировать элементарные представления об эволюции Земли, месте человека в природном и социальном мире. Формировать элементарные экологические представления. Познакомить с отдельными представителями животного и растительного мира занесенными в красную книгу России (амурские тигры, зубры).
Природное окружение: Живая природа: Мир животных: Расширять и систематизировать знания о животном мире, о первичной классификации: млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, рептилии, насекомые, паукообразные, ракообразные. Дать детям более полные представления о классе млекопитающих. Упражнять в умении группировать представителей мира животных по разным признакам: дикие-домашние; хищные не хищные; Дать представления о том, что в разных странах домашние животные разные (коровы в России; слоны в индии; ослы в Азии и т. д.) Расширять представления о приспособлении животных к окружающей среде (перелетные птицы улетают в теплые края.) Подводить детей к умению делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных.
Мир растений: Развивать представления детей о растениях. Растения –живые существа, одно из царств живой природы. Дать детям начальное представление об особенностях растительного мира в различных природных зонах (джунгли, тайга, пустыня, тундра т. д.). Подводить детей к умению делать выводы и умозаключения о приспособлении растений к среде обитания (карликовые растения в тундре.). Расширять представления о классификации растений: (фрукты, овощи, ягоды, (лесные садовые; цветы лесные садовые); кусты, деревья. Грибы съедобные, не съедобные. Учить различать и называть некоторые растения по их частям и характерным признакам. Развивать интерес к природе родного края.
Неживая природа: (воздух, вода, песок, глина, камни, звук, теплота, вес, притяжение свет, цвет, магниты). Планета Земля, Космос.
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Расширять представления о погодных явлениях (снег, иней, туман, дождь, гроза, ливень, ураган. Метель т. д.). формировать первичные географические представления, развивать интерес к природному многообразию Земли. Продолжать формировать представления о климатических и природных зона (Артика, Антарктика) (леса, степи, тайга); (джунгли, саванна, пустыня). Развивать познавательный интерес детей, рассказывая о удивительных явлениях природы (полярная ночь, северное сияние). Рассказать об особенных днях года 22 декабря (самый короткий день в году); 22 июня (самый длинный день в году) день равноденствия. Рассказать о нашей планете, что Земля наш общий дом, на Земле много стран и народов. Дать представление о многообразии народов мира. Познакомить с планетами солнечной системы. Познакомить как удаленность планет от солнца влияет на температуру.
Человек: Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказывается на здоровье человека. Познакомить детей с дыхательной системой человека. Сформировать представления об органах пищеварения. Дать простейшие знания о самом важном органе человека - сердце.
Рукотворный мир: Называть разновидность металлов. Называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам. Узнавать вещи, сделанные из разных материалов. Совершенствовать умения работать с разными материалами, участвовать в коллективном преобразовании. Использовать знания, полученные в поисковой деятельности.
Приобщение к труду: Развивать творческую инициативу, способность реализовать себя в разных видах труда и творчества. Учить детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Ответственно относиться у обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, фиксировать необходимые данные в календаре природы). Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.