Получи документы

Поисково-исследовательская деятельность с группой детей дошкольного возраста 5–6 лет «Дети — друзья природы»

Елена Басараб
Поисково-исследовательская деятельность с группой детей дошкольного возраста 5–6 лет «Дети — друзья природы»
▼ Скачать

Поисково-исследовательская деятельность

с группой детей дошкольного возраста (5 -6 лет)

«Дети-друзья природы»

Цель: углубление и обобщение имеющихся представлений детей о живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух. Обобщить и уточнить знания детей о воде и ее свойствах, знакомить со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды).

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность с группой детей дошкольного возраста 5–6 лет „Дети — друзья природы“» размещена в разделах

Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы ; формировать умение моделировать, понимать значение символов, развивать умение слушать друг друга.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранение его целостности, умение вести себя в лесу.

Форма занятия: нетрадиционное занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности.

Материалы: глобус, картинки живой и неживой природы,

сигнальные карты (светофоры, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса»,, мяч, предметные картинки с изображением птиц, диких животных, «Правила поведения в лесу», материалы для опытов с водой.

Оборудование: аудиотехника.

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Рассматривание глобуса.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Рассматривают глобус. Определяют, сколько места на Земле занимаю моря океаны, суша.

Приходят к выводу, что природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека. Что природа бывает живая и неживая.

В-ль: Что такое природа? (Дети: Природа – это то, что нас окружает, не созданное руками человека.)

В-ль: Какая бывает природа? (Дети: Живая и неживая.)

В-ль: Что относится к неживой природе? (Дети: вода, земля, камни, небо, луна, солнце, горы, радуга и т. д.)

В-ль: Что относится к живой природе?

Дети: Животные: рыбы, насекомые, звери, птицы ; растения и люди.

В-ль: Почему мы называем природу живой? Давайте вы об этом нарисуете (дети рисуют характерные признаки живого: дышит, растёт, питается, размножается, двигается) Так почему же природа называется живой? (Обобщает ответы детей, показывая схему).

В-ль: А теперь другое задание. Перед вами листы с картинками. Обведите в кружок зеленым цветом картинки, где изображена живая природа и красным цветом, где изображена неживая природа.

В-ль: А может ли человек прожить без природы? Что даёт человеку природа?

Дети: Человек не может прожить без природы. Человек - часть природы. Она даёт ему воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

В-ль: А ещё она даёт ему радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

Включается аудиозапись «Звуки леса» (шелест листвы, журчание ручейка, пение птиц)

В-ль: Почему так жалобно курлычат журавли? Почему птицам приходиться покидать такую красивую осеннюю землю? (ответы детей) Вот эта модель - подсказка поможет вам объяснить: почему же птицы улетают осенью в теплые края, покидая свою родину.

В-ль: А как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети: Перелётные.

В-ль ; я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте их отгадать.

Воспитатель загадывает загадки о птицах, дети отгадывают. Если ответ правильный, то выставляется картинка с изображением этой птицы.

1. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябину прилетает к нам опять (Снегирь)

2. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей).

3. Непоседа-невеличка, желтогрудая птичка любит сало и пшеничку, а зовут её (Синичка).

4. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

5. Кар-кар-кар! – кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как зовут её? ….(Ворона)

6. Я в берете ярко - красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все (Дятел).

Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется …. (Ласточка)

В-ль, обращая внимание детей на доску, спрашивает:

-Какая из этих птиц лишняя и почему?

Дети: Ласточка, потому что она перелётная.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Плавно руками помашем машут руками)

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем приседают)

Крылышки сложат назад. (опускают руки вниз)

Повторить 2 раза.

В-ль: А каких диких животных можно встретить в лесу?

Дети: волка, лису, зайца, медведя, белку, ежа.

В-ль: А теперь проверим, правильно ли вы ответили и послушаем голоса этих животных.

В-ль: Кто из лесных зверей осенью меняет шубку (Белка, заяц)

- Кто впадает в спячку? (Медведь, ёж, барсук)

-Кто делает запасы на зиму?

Дети: Белка запасает орешки, сушит грибы, мышки запасают колоски, зёрнышки.

В-ль: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных?

Игра «Кто у кого»(с мячом)

В-ль: Молодцы, и про диких животных вы много знаете! Я уверена, что вы умеете вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям?

Сейчас мы это проверим. Поиграем ещё в одну игру: Экологический светофор. Я вам буду показывать картинки. Вы с помощью сигнальных карточек покажете: хорошо или плохо ведут себя дети в лесу? Если дети поступают правильно, то покажете зелёный сигнал светофора, а если неправильно – красный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

«Прогулка в лесу»

(под фонограмму «Звуки леса»)

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

На нос села пчела,

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали! Делают движения согласно тексту.

В-ль: Для того, чтобы на Земле существовало все живое на нашей планете есть для этого все условия.

В-ль: - Какие условия необходимы всему живому для жизни на Земле? (воздух, Солнце, земля, вода)

1. «Этот удивительный воздух»

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

2. «Солнце дарит нам тепло и свет»

С неба смотрит Солнце миллионы лет,

Льет на Землю Солнце и тепло и свет.

3. «Земля – кормилица»

Родная земля всех накормит, вспоит,

4. Вода-источник жизни»

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не может птица, зверь и человек.

В-ль: Вот поэтому всегда на Земле нужна вода.

В-ль: –А сейчас мы с вами превратимся в настоящих ученых и продолжим изучать свойства воды.

В-ль: - Посмотрите на схему: какие свойства воды мы уже с вами знаем? (вода не имеет формы, цвета, запаха, вкуса).

В-ль: У вас на столах лежат листы с разными свойствами воды: посмотрите, на этой картинке показаны разные предметы. Вы должны узнать, какие предметы утонут в воде, а какие будут плавать на поверхности. (если тонут – то рисуем стрелочку вниз, а если плавают, то стрелочку вверх).

Переверните листки. Теперь подумайте и отметьте крестиком: какие предметы растворятся в воде, а какие нет.

В-ль: -Теперь, как настоящие ученые, проверим наши предположения с помощью опытов.

Дети по очереди опускают в тазик с водой кусочки дерева, бумаги, мыла, пластилина, монеты, камешки и т. д.

В-ль: - Как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут?

Вывод: предметы, которые не тонут легче воды, а те, которые тонут – тяжелее.

Вода – растворитель.

В-ль: Теперь давайте проверим правильно ли вы отметили вещества, которые растворятся в воде?

Дети опускают в стаканы разные вещества и размешивают.

В-ль: С каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что вода - растворитель.

РЕФЛЕКСИЯ

В-ль: -К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды?

В-ль: -У вас на столах есть светофорчики. Если вам было интересно на занятии – поднимите зеленый светофорчик, если нет – красный.

В-ль: -Что узнали нового?

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Дидактическое пособие «Мы друзья природы» для старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Мы друзья природы» для старшего дошкольного возраста Макет «Мы друзья природы» - хорошая возможность дать детям представления об основных источниках загрязнения природы, его последствиях, мероприятиях.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность с группой детей дошкольного возраста 5–6 лет «Дети — друзья природы»
Опубликовано: 9 ноября 2024 в 11:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательская деятельность с группой детей дошкольного возраста 5–6 лет «Дети — друзья природы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Басараб в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД