Елена Басараб
Поисково-исследовательская деятельность с группой детей дошкольного возраста 5–6 лет «Дети — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-исследовательская деятельность
с группой детей дошкольного возраста (5 -6 лет)
«Дети-друзья природы»
Цель: углубление и обобщение имеющихся представлений детей о живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух. Обобщить и уточнить знания детей о воде и ее свойствах, знакомить со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды).
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность с группой детей дошкольного возраста 5–6 лет „Дети — друзья природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы ; формировать умение моделировать, понимать значение символов, развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранение его целостности, умение вести себя в лесу.
Форма занятия: нетрадиционное занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности.
Материалы: глобус, картинки живой и неживой природы,
сигнальные карты (светофоры, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса»,, мяч, предметные картинки с изображением птиц, диких животных, «Правила поведения в лесу», материалы для опытов с водой.
Оборудование: аудиотехника.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Рассматривание глобуса.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Рассматривают глобус. Определяют, сколько места на Земле занимаю моря океаны, суша.
Приходят к выводу, что природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека. Что природа бывает живая и неживая.
В-ль: Что такое природа? (Дети: Природа – это то, что нас окружает, не созданное руками человека.)
В-ль: Какая бывает природа? (Дети: Живая и неживая.)
В-ль: Что относится к неживой природе? (Дети: вода, земля, камни, небо, луна, солнце, горы, радуга и т. д.)
В-ль: Что относится к живой природе?
Дети: Животные: рыбы, насекомые, звери, птицы ; растения и люди.
В-ль: Почему мы называем природу живой? Давайте вы об этом нарисуете (дети рисуют характерные признаки живого: дышит, растёт, питается, размножается, двигается) Так почему же природа называется живой? (Обобщает ответы детей, показывая схему).
В-ль: А теперь другое задание. Перед вами листы с картинками. Обведите в кружок зеленым цветом картинки, где изображена живая природа и красным цветом, где изображена неживая природа.
В-ль: А может ли человек прожить без природы? Что даёт человеку природа?
Дети: Человек не может прожить без природы. Человек - часть природы. Она даёт ему воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
В-ль: А ещё она даёт ему радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
Включается аудиозапись «Звуки леса» (шелест листвы, журчание ручейка, пение птиц)
В-ль: Почему так жалобно курлычат журавли? Почему птицам приходиться покидать такую красивую осеннюю землю? (ответы детей) Вот эта модель - подсказка поможет вам объяснить: почему же птицы улетают осенью в теплые края, покидая свою родину.
В-ль: А как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети: Перелётные.
В-ль ; я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте их отгадать.
Воспитатель загадывает загадки о птицах, дети отгадывают. Если ответ правильный, то выставляется картинка с изображением этой птицы.
1. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябину прилетает к нам опять (Снегирь)
2. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей).
3. Непоседа-невеличка, желтогрудая птичка любит сало и пшеничку, а зовут её (Синичка).
4. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
5. Кар-кар-кар! – кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как зовут её? ….(Ворона)
6. Я в берете ярко - красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все (Дятел).
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется …. (Ласточка)
В-ль, обращая внимание детей на доску, спрашивает:
-Какая из этих птиц лишняя и почему?
Дети: Ласточка, потому что она перелётная.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Плавно руками помашем машут руками)
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем приседают)
Крылышки сложат назад. (опускают руки вниз)
Повторить 2 раза.
В-ль: А каких диких животных можно встретить в лесу?
Дети: волка, лису, зайца, медведя, белку, ежа.
В-ль: А теперь проверим, правильно ли вы ответили и послушаем голоса этих животных.
В-ль: Кто из лесных зверей осенью меняет шубку (Белка, заяц)
- Кто впадает в спячку? (Медведь, ёж, барсук)
-Кто делает запасы на зиму?
Дети: Белка запасает орешки, сушит грибы, мышки запасают колоски, зёрнышки.
В-ль: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных?
Игра «Кто у кого»(с мячом)
В-ль: Молодцы, и про диких животных вы много знаете! Я уверена, что вы умеете вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям?
Сейчас мы это проверим. Поиграем ещё в одну игру: Экологический светофор. Я вам буду показывать картинки. Вы с помощью сигнальных карточек покажете: хорошо или плохо ведут себя дети в лесу? Если дети поступают правильно, то покажете зелёный сигнал светофора, а если неправильно – красный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
«Прогулка в лесу»
(под фонограмму «Звуки леса»)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали! Делают движения согласно тексту.
В-ль: Для того, чтобы на Земле существовало все живое на нашей планете есть для этого все условия.
В-ль: - Какие условия необходимы всему живому для жизни на Земле? (воздух, Солнце, земля, вода)
1. «Этот удивительный воздух»
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
2. «Солнце дарит нам тепло и свет»
С неба смотрит Солнце миллионы лет,
Льет на Землю Солнце и тепло и свет.
3. «Земля – кормилица»
Родная земля всех накормит, вспоит,
4. Вода-источник жизни»
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не может птица, зверь и человек.
В-ль: Вот поэтому всегда на Земле нужна вода.
В-ль: –А сейчас мы с вами превратимся в настоящих ученых и продолжим изучать свойства воды.
В-ль: - Посмотрите на схему: какие свойства воды мы уже с вами знаем? (вода не имеет формы, цвета, запаха, вкуса).
В-ль: У вас на столах лежат листы с разными свойствами воды: посмотрите, на этой картинке показаны разные предметы. Вы должны узнать, какие предметы утонут в воде, а какие будут плавать на поверхности. (если тонут – то рисуем стрелочку вниз, а если плавают, то стрелочку вверх).
Переверните листки. Теперь подумайте и отметьте крестиком: какие предметы растворятся в воде, а какие нет.
В-ль: -Теперь, как настоящие ученые, проверим наши предположения с помощью опытов.
Дети по очереди опускают в тазик с водой кусочки дерева, бумаги, мыла, пластилина, монеты, камешки и т. д.
В-ль: - Как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут?
Вывод: предметы, которые не тонут легче воды, а те, которые тонут – тяжелее.
Вода – растворитель.
В-ль: Теперь давайте проверим правильно ли вы отметили вещества, которые растворятся в воде?
Дети опускают в стаканы разные вещества и размешивают.
В-ль: С каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что вода - растворитель.
РЕФЛЕКСИЯ
В-ль: -К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды?
В-ль: -У вас на столах есть светофорчики. Если вам было интересно на занятии – поднимите зеленый светофорчик, если нет – красный.
В-ль: -Что узнали нового?