Татьяна Дудник
Поиск эффективных методов и приёмов обучения детей изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я являюсь руководителем изостудии в детском саду. И каждый раз, выпуская детей в школу, я задумываюсь, как дети используют данные мною знания, умения и навыки в дальнейшей жизни, с какими проблемами сталкиваются, и чем бы я им могла бы помочь? На что необходимо мне больше обратить внимание? Кроме того, я являюсь многодетной матерью; и бабушкой все мои трое детей и внук прошли мою школу обучения рисованию и лепке в детском саду, и я имела прекрасною возможность проследить их дальнейший путь в школе. Передо мной, как перед педагогом, матерью, очень ярко встаёт проблема нарушенной преемственности в работе детского сада и школы по изодеятельности. Дети, которые имели хорошие знания, умения и навыки по изодеятельности в детском саду, в школе к урокам рисования относятся как к второстепенным, и, следовательно, ухудшается качество детских работ. У детей теряется интерес к рисованию, лепке, как к творческому процессу познания окружающего мира. Учителя начальных классов, особенно в первое полугодие, основной упор на уроках по рисованию делают на отработку технических навыков и приемов, которыми дети уже овладели за годы обучения в детском саду. И детям, эти уроки становятся не интересны, следовательно, дети меньше стараются, блекнет характерность, образность детских изобразительных работ.
Публикация «Поиск эффективных методов и приёмов обучения детей изобразительной деятельности» размещена в разделах
На данный момент существуют две хорошо отработанные, обеспечивающие в своих рамках динамику развития изобразительных способностей программы: одна для детского сада, другая для школы. Между собой эти программы плохо связаны, т. к. составители школьных программ берут во внимание то, что не все дети попадают в I класс подготовленными. Поэтому материал I класса построен, в основном, на повторении тех задач, которые должны пройди дети в детском саду.
Я считаю, что существует необходимость корректировать программу I класса в сторону усложнения технических навыков; разнообразия и углубления тематики сюжетных работ. Конечно, не все дети станут художниками, скульпторами, но время когда они могут свободно творить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограниченно. Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Через неё ребёнок воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.
Изучив, программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду и начальной школе, мы замечаем основные направления в образовательной работе педагога:
• Отработка технических навыков.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства выразительности.
• Обучение умению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета.
Эти задачи решаются нами – педагогами на протяжении всего дошкольного и школьного детства, и конкретизируются с учётом возрастных и психологических особенностей каждого периода.
Так, как направления работы у нас одинаковые, то и перед воспитателями и перед учителями стоит проблема поиска эффективных способов обучения детей. И чем согласованней будут действия всех педагогов, тем теснее взаимосвязь школы и детского сада, выше итоговый результат в обучении детей изодеятельности, и в конечном итоге - приобщении их к изобразительному искусству.
Уже не для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться с тем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания.
Ещё лет 10 назад прекрасно работала классическая схема построения занятия. Занятие проводилось сразу со всей группой детей. В начале – «сюрпризный момент», чем – то заинтересовывали детей, потом – объяснения, уточнения порядка работы и самостоятельная деятельность детей, оценка результатов. Сейчас мне приходится делить группу на 2 – 3 подгруппы, чтобы больше обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал, приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта, я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группе мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легко представляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисования превращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы и изображать их.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста я использую способ поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления, какие впечатления оно пробуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка работы.
А потом объяснение и сразу же упражнение детей в изображении отдельных частей работы. Последнюю половину занятия я оставляю для самостоятельной доработки рисунка или скульптуры детьми. Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятия составляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразу несколько проблем. Во-первых: нацеливает детей на создание сюжетной работы (построение композиции рисунка, создание многопланового изображения, соблюдение правил перспективы, соблюдение пропорций предметов и отдельных частей целого предмета, передача с помощью средств выразительности своего отношения к изображенному).
Во-вторых: организует поведение детей : те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее - получает возможность ещё поработать.
И в-третьих: проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы видят успехи и недостатки своей работы и корректируют её.
Одно из ведущих направлений в работе - это обучение техническим навыкам. Так, например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей, так и школьников.
Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке я провожу ряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихи отрывные, неотрывные, прямые и дуги.
Упражнения провожу как часть занятия, на котором в дальнейшем дети используют полученный навык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу, на крыльях и хвосте - длинные перья (длинные отрывные дуги, а на грудке – короткие (короткие дуги). Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от формы и фактуры предмета.
При закрашивании красками больших поверхностей я использую приём «работы под счёт вместе с воспитателем». Говорю растягивая: «Ра-а-аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу линию вдоль конура предмета от одного края до другого, «два-а-а»- рядом провожу другой длинный мазок Это организует детей, учит уверенности, смело вести кисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.
Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет
- эти задачи решаются на каждом занятии по рисованию. Но особенно эффективны в этом направлении занятия по составлению пейзажных композиции: «Радуга», «Заход солнца», «Морские дали», «Золотая осень». Первые три темы учат смешивать краски на мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. При рисовании осенних пейзажей в подготовительной группе, я использовала приём набора различных цветовых пятен сначала на палитре- оргстекле, последующее отпечатывание их не лист бумаги, и после просыхания дальнейшая прорисовка деталей. На таких занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.
Для того, чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и пр. можно передать своё отношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которых изображаем один и тот же объект, но различными цветами. разного размера, разной техникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием или лепкой перевоплощаются в изображаемый образ – своего рода психогимнастика: «Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка», «Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т. п.
Ещё один приём : другой ребенок пытается отгадать характер героя, изображённого его товарищем, Этот приём учит детей оценивать, на сколько его средства выразительности понятны для окружающих.
И так, этой статьёй я хочу обратить внимание педагогов на то, что только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, И поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное.