наталия кейшева
«Поиграем с пальчиками». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
В последнее время огромной популярностью в работе с детьми раннего возраста пользуются музыкальные пальчиковые игры.
Еще педагог Сухомлинский сказал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. И не согласиться с ним нельзя. Музыкальные пальчиковые игры, звукоподражания, пальчиковая музыкальная гимнастика - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:
Публикация «„Поиграем с пальчиками“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1) Развивается музыкальный слух, ритм, музыкальная память.
2) Формируются навыки вербального и/или невербального общения.
3) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также
слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
4) Создаются предпосылки к пению.
Интерес к музыкальным пальчиковым играм не случаен : те пальчиковые игры, которые мы разучиваем под музыкальное сопровождение и с помощью пения, дети воспринимают гораздо интересней, чем монотонное повторение и проговаривание. И этот действительно так. Игры создают общую благоприятную атмосферу, вызывают эмоциональный отклик у детей на музыкальную игру (так называемая «обратная связь», ребенок эмоционально отвечает, сопереживает. Содержание работы с детьми строится на принципах доступности, последовательности («от простого к сложному»). Детские музыкальные пальчиковые игры включаются в режимные моменты пребывания ребенка в стенах сада. Это особенно актуально, когда ребенок только поступил в сад и адаптируется к новым условиям, новому окружению. Встречая утром малыша, который капризничает, используем музыкальную пальчиковую игру «Дружба» (объясняем, что в группе дружат не только мальчики и девочки, но и твои пальчики. Они будут помогать, заниматься, играть). Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Пальчиковые музыкальные игры используются в режимных моментах: именно они дают возможность воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Во время подготовки к дневному сну, когда малышу необходимо отдохнуть, пальчиковые музыкальные игры также включаются в режимный момент (объясняешь деткам, что и пальчики тоже устали, «играли», им нужно отдохнуть(«Этот пальчик хочет спать…»). Создается эмоциональный «убаюкивающий» фон и располагает ребенка к отдыху.
Пальчики наши не скучают никогда - играть можно не только с игрушкой, но и с нашими пальчиками. Здесь и всевозможная пальчиковая гимнастика, и народные известные игры, такие как «Сорока-белобока», «Паучки». Можем поиграть и в р. н. сказку «Три поросенка», и в более
современную («Кто сказал «мяу»). Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма.
Наши малыши посещают «Школу раннего развития». Очень часто в ходе занятий рождаются новые игры, стимулируя творческую активность детей и нас, педагогов. С интересом, а иногда с умилением смотришь, как эти крохи познают многогранный музыкальный мир, полный завораживающих звуков. Объем детского внимания невелик, поэтому руководствуясь принципом «доступности», создаем небольшие по объему песни-игры, с доступной слуху мелодией, которая удобна по диапазону и способствует развитию певческих навыков. Сочетание пальчиковой игры с музыкальными образами создает благоприятный эмоциональный фон, учит развивать чувство ритма и музыкальной звуковысотности, помогает воображать и фантазировать. Ребенок чувствует звучание мелодии: то мягкая, покладистая, как кошка, на распев, то, на повышенных нотках, отрывистая, «лающая», как собака. Несомненно, это будет занимательно.
Ведущим познавательным процессом малышей является восприятие. Как я уже упомянула, пальчиковые музыкальные игры помогают ребенку познать окружающий мир и развивать речь. Они как бы отображают реальности окружающего мира: предметы («Пароход», животных («Киска-киска», их повадки. Согласно программе воспитания и обучения детей, в любом режимном моменте переплетаются пальчиковые музыкальные игры. Мы знакомимся с домашними животными: лошадью, козой, кошкой.
Пальчиковые музыкальные игры очень удобны и просты. Работа строится поэтапно - я рассказываю и показываю сама, затем постепенно проговариваю с детьми и закрепляю это в различных ситуациях. Это очень удобно. Например, мы подобрали пальчиковые игры по временам года. С помощью игр дети закрепляют признаки зимы, весны, лета, осени, что в последствии не вызывает затруднения в дальнейшем у детей. Пальчиковые музыкальные игры не положены на ноты, но именно музыкальное оформление создает общую музыкальную атмосферу, вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает воображение и фантазию.
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
Литература
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика :комплекс упражнений/Под ред. В. В. Коноваленко,С. В. Коноваленко:М. ,2007год
2. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра/Под ред. Н. Ф. Сорокиной,Л. Г. Миланович - М: Феникс,2002год
3. Цвынтарный. В. В. Играем пальчиками и развиваем речь- :Киев,2003год.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С Комаровой,М. А. Васильевой. -2-е изд. -М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011год
5. Янушко. Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста(1-3года) - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2007год.