Мария Орел
Подвижные игры по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека подвижных игр по математике
для детей
среднего дошкольного возраста
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Игра «Кто найдет цветок для бабочки»
Воспитатель раскладывает по группе бумажные цветы. Их количество должно соответствовать количеству игра- ющих детей. Потом раздает детям по одной бабочке. Уточняет, сколько бабочек у каждого ребенка.
Дети должны поблизости найти цветок и посадить на не- го свою бабочку. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет, чего больше (меньше) : цветов или бабочек.
Публикация «Подвижные игры по математике» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Игра «Медведь и пчелы»
Дети сидят на стульчиках — пчелы сидят в своих доми- ках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня — пчелка, Ира — пчелка, Валя — пчелка, Света — пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок», — отвечают дети. ««Сережа будет медведем», — говорит воспитатель и спрашивает:
— Сколько медведей?» — «Медведь один». Пчелки ле- тают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчел- ка, еще одна пчелка, еще одна пчелка — много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь — пчелки испу- гались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» — «Од- на». — «Не поймал медведь пчелок и пошел спать».
Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много».
Для этой игры можно изготовить шапочку медведю и пчелкам или использовать контурные изображения. По- сле игры атрибуты убирают, обращая при этом внимание на то, где один предмет, а где много: «Вот одна шапочка, еще одна, еще одна, а вместе много».
Игра «Самолеты»
ЦЕЛЬ: закрепление понятий «один», «много».
На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов.
Воспитатель. Вы все — летчики. Лена — летчица, Ко- ля — летчик, Ира — летчица. Сколько у нас летчиков? Дети. Много.
Воспитатель. Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколь- ко самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет само- лет. Сколько самолетов взял Женя? Сколько самолетов взяла Ира? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько само- летов?
Дети. Много самолетов.
Воспитатель. На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.)
Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог по- стоянно обращает внимание детей на количество самоле- тов: «Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?»
Игра «Поезд»
ЦЕЛЬ: упражнение в нахождении предметов окружаю- щей обстановки: одного и много.
В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам
«Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки». Дети, встав друг за другом, образуют паровоз и вагоны. Поезд готов к отправлению.
Воспитатель спрашивает, сколько получилось паровозов, сколько вагонов. Раздается сигнал — и поезд начинает движение. Подъехав к зоопарку, останавливается.
Воспитатель спрашивает:
«Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?»
Дети называют: «Один мишка, один лев, много обезьян». Поезд вновь отправляется в путь. Следующая остановка около «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продается, по сколько каких предметов посуды: «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля, один половник, одна ваза, один кувшин, много ложек, много вилок». Тре- тья остановка около «Дома игрушек». Игра продол- жается.
Игра «Бабочки и цветы»
ЦЕЛЬ: установление равенства между двумя группами предметов
На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько де- тей в группе.
Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя ба- бочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они
«бабочки». Сколько бабочек? Много.
Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками-
«крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Ба- бочки садятся на цветочки!» — каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.
Педагог уточняет: на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка.
— Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?
— Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. От- дохнули «бабочки» и снова полетели.
Игра повторяется 2—3 раза. Во время игры надо поло- жить (убрать) еще 1 —2 цветка, чтобы получилось не по- ровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.
Игра «Воробушки и автомобиль»
Дети - «воробушки» сидят в своих «гнездышках» — об- ручах, лежащих на полу в 2 ряда на небольшом расстоя- нии друг от друга. В противоположном углу комнаты с рулем в руках стоит ребенок — он водитель автомобиля. Воспитатель. Вы «воробушки». У каждого «воробушка» свое гнездышко.
«Воробушки» вылетели из гнездышек, размахивая кры- лышками, летают.
Воспитатель. Из гаража выезжает машина. «Воробушки» улетают в гнездышки.
Автомобиль возвращается в гараж. Воспитатель. Всем ли
«воробушкам» хватило гнездышек? Чего больше? Чего меньше? Может быть, поровну? Дети отвечают на вопро- сы, и игра повторяется.
Игра «Скорый поезд»
Из стульев, поставленных в ряд, соорудить поезд.
Играющих может быть и столько же, сколько стульев- вагонов, и больше или меньше. Пассажиры ходят по пер- рону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Воспитатель вместе с детьми выяс- няет, всем ли хватило места, сравнивает, чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего боль-
ше, меньше, поровну, дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка — пассажиры вы- ходят. Игра начинается вновь.
Воспитатель может убирать, добавлять количество ваго- нов, чтобы каждый раз при сравнении была новая для де- тей ситуация. В подобных играх лучше, если предметов- будет на один больше, чем играющих. Это позволит из- бежать конфликтных ситуаций и не огорчит детей.
Игра «Кот и мыши»
Упражняет детей в установлении равенства-неравенства между двумя группами предметов.
Для игры подготавливают норки для мышек — стульчи- ки, которые стоят в два ряда, один ряд напротив другого. Дети-мышки размещаются в норках. Кот спит. Мышки вышли из норок и отправились гулять. По сигналу: «Кот идет!» — все мышки прячутся в норки. Воспитатель спрашивает: «Сколько мышек? Сколько котов? Все ли мышки нашли норки? Чего больше, меньше, поровну, столько, сколько?» (Дети отвечают на разные вопросы.) Кот снова спит, мышки опять выходят погулять. (Воспи- татель меняет количество норок, убирает или добавляет один стульчик.) Если одну мышку кот поймал, срав- нивают, сколько норок и мышек. Кот отпускает мышку, она занимает свою норку; теперь норок столько же, сколько мышек, мышек столько же, сколько норок.
Игра «Рыбак и рыбки»
Помогает закрепить понятия «один» и «много», способ- ствует формированию навыка в установлении равенства- неравенства между двумя группами предметов.
Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья — это камешки на дне реки, за которыми будут прятаться рыбки. Один ребенок — рыбак. Он сидит на берегу с удочкой. Рыбки свободно плавают. По сигналу:
«Идет рыбак!» — рыбки уплывают и прячутся за камеш- ки. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка. Сколько камешков, столько и рыбок. Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повто- ряется.
Игра «Птички»
Формирует умение устанавливать равенство-неравенство между двумя группами предметов.
Каждый ребенок-птичка делает себе домик, выкладывая шнур в виде круга. Гнездышки располагают в два ряда на небольшом расстоянии один от другого. Птички летают, радуются солнышку, поют свои песенки. Внезапно нале- тел ветер, погода испортилась, собирается дождь. Птички спрятались в домиках. Воспитатель: «В этом гнездышке
— птичка, в этом гнездышке — птичка». Дети, рассмат- ривая противоположный ряд, сравнивают гнездышки и птичек, устанавливают, чего больше, меньше, поровну.
Так же проводятся игры «Бабочки и цветы», «Жуки и стрекозы», «Лошадки» и т. д.
Игра «Зайчики и волк»
Для игры понадобятся обручи. Их количество должно со- ответствовать количеству детей.
Дети стоят в своих обручах, лежащих на полу в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель го-
ворит ребятам о том, что они — «зайчики». У каждого своя «норка», свой домик. «Норок» столько, сколько
«зайчиков». Выскочили «зайчики» из «норок» на травку поиграть. Раздается сигнал: «Волк идет!»
«Зайчики» пугаются и бегут прятаться в свои «норки».
«Волк» возвращается в лес. Воспитатель спрашивает:
— Сколько зайчиков? Сколько норок? Чего больше (меньше?
Дети отвечают, и игра повторяется.
«В лес за грибами»
Цель игры : формировать у детей представления о коли- честве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Ход игры : приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколь- ко стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).
«Жучки на листиках»
Цель игры : формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавли- вать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, ка- кие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы ста-
нете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждо- го жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – ли- стик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хва- тило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понра- вилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавли- вая отношения «больше, меньше», при этом учим урав- нивать множества путем добавления и убавления.
ФОРМА
Игра «Найди свой домик»
Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах ком- наты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.
««В этом домике живут все круги», — говорит воспита- тель, — в этом — все квадраты, а в этом — все треуголь- ники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается
«погулять» : побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
Игра «Найди предмет»
Закрепляет название геометрических фигур, уме- ние находить предмет нужной формы в окружающей об- становке. У детей по одной фигуре. Воспитатель дает за- дание разойтись по комнате и найти какую-нибудь иг- рушку или предмет такой же формы. После чего ребенок объясняет, почему он ее принес.
«Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометриче- ские фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие законо- мерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разло- женными геометрическими фигурами и говорит: «По- смотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фи- гур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бу- синка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руковод- ством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выклады-
вает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, по- чему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскла- дывают их в соответствии с заданной закономерностью.
ВЕЛИЧИНА
Игра «Закрой двери в домиках»
Для каждого ребенка вырезают из бумаги (картона) домик с прямоугольной прорезью для двери. Ребенку да- ют две двери, одна из которых точно закрывает прорезь в домике, другая намного уже. В домиках живут зайчики, фигурки которых можно вырезать по трафарету из бума- ги.
Зайчики гуляют по лесу, весело играют.
Вдруг появляется волк (игрушка или игрушка- бибабо — ее вносит воспитатель). Испугавшись, зайчики прячутся в домики. Но двери еще открыты, и зайчики просят детей спасти их от волка — закрыть дверь так, чтобы волк не смог пролезть в нее. Дети точно подбира- ют нужную по ширине дверь.
В процессе игры слова «широкий» и «узкий» не произносятся. Только в конце, когда все двери уже за- крыты, педагог хвалит детей, что они подобрали нужную
дверь, ту, что шире. «А если бы мы взяли другую дверь, что могло случиться? — спрашивает педагог. — Она уже и не закрыла бы вход в домик, а волк смог бы догнать зайца». Можно предложить детям наложить двери одну на другую и еще раз посмотреть, какая шире, какая уже.
Игра «Автомобили»
На столе лежат длинные и короткие полоски од- ной ширины.
Воспитатель предлагает детям взять по одной по- лоске. Это «номера» машин. А ворота — гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждого своего «номера». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» — каж- дый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номе- ру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.
В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюстрацию. Задайте им вопросы, помогающие смыс- ловому осознанию происходящего.
Игра повторяется 2 раза.
Игра с пирамидкой «Найди такое же колечко»
Дети садятся за стол. Воспитатель снимает кольца с одной пирамидки и раскладывает их на подоконнике,
столах, шкафу. Затем раздает детям по одному кольцу от парной башенки и предлагает найти такие же кольца.
Педагог наблюдает за ребятами, помогая им в за- труднительных случаях. Подобрав парное кольцо, дети садятся за стол и объясняют, где они его нашли.
Когда все рассядутся, воспитатель просит сначала дать ему пару самых больших колец. Те, у кого оказались самые большие кольца, нанизывают их на стержни обеих пирамидок. В том же порядке нанизывают следующие пары колец. И так до тех пор, пока обе пирамидки не бу- дут собраны.
Игра «Ручеек»
На полу — две длинные параллельные веревки.
Расстояние между веревками — 40 см.
Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.
Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через
него.
Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель про-
должает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки, а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, пере- скочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки». Воспита- тель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.
«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспи- татель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост». Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.
Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рас- сказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте. Если ребенок нашел оригинальное реше- ние, обязательно поощрите его, расскажите об этом дру- гим детям.
Игра «Пузырь»
Дети с воспитателем образуют круг. Все вместе говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оста- вайся такой, да не лопайся».
Затем начинают отходить назад и держатся за ру- ки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопни, пу- зырь!»
По сигналу дети отпускают руки и, приседая на корточки, говорят: «Хлоп».
После чего ребята снова берутся за руки и двига- ются к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Пузырь сду- вается.
Попробуйте вместе с детьми прокомментировать происходящее: «Пузырь сначала раздулся, увеличился, а затем лопнул, уменьшился».
Игра повторяется 2—3 раза.
В индивидуальной работе при закреплении имею- щихся представлений о высоте хорошо применять строи-
тельный материал, различные конструкторы, из которых собирают дома разной высоты, башни и т. д.
Для закрепления представлений о величине пред- метов можно использовать различные игрушки, картин- ки. Например, сравнить длину ушей у разных животных (заяц и волк, длину хвостов (лиса и медведь, длину клювов (журавль и гусь, длину шеи (жираф и кот). Или из вагонов детской железной дороги составить короткий и длинный поезда, из кубиков выложить широкую и уз- кую дорожки (одну—для машин, другую — для пешехо- дов) и т. д.
Ориентировка в пространстве
Игры с подвесным шариком способствуют усво- ению понятий верх и вниз. В шарике, состоящем из двух половинок, зажимается лента. Его подвешивают на пере- кладину выше роста ребенка. Педагог предлагает детям качнуть шарик, затем незаметно для них поднимает ша- рик выше. Дети тянутся руками, но не могут достать. Воспитатель объясняет: «Шарик высоко — не достать, а сейчас я опущу его вниз, чтобы можно было качнуть». Как только дети начинают раскачивать шарик, педагог вновь поднимает его и спрашивает: «Где же шарик, по- чему вы с ним не играете?» Затем уточняет: «Шарик вверху, а сейчас будет снова внизу».
Для закрепления пространственных направлений можно использовать еще одну
«Сбор урожая»
Цель игры : развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова
«большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо со- брать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце иг- ры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.
Игра «Где звенит колокольчик?»
Дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его.
Игра «Куда пойдешь, то и найдешь»
В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: «Иди вперед. Остановись. Направо пой- дешь — машин найдешь, налево пойдешь — зайчика найдешь. Куда пойдешь?»
Ребенок показывает и называет направление. Идет в это направлении и берет игрушку.
Игра повторяется несколько раз с различными
детьми