Людмила Юринская
Подвижные игры как средство развития двигательных умений и навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать
«Подвижные игры как средство развития двигательных умений и навыков у детей раннего возраста»
Содержание:
Введение
1 Виды подвижных игр
2 Руководство подвижными играми детей раннего возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Публикация «Подвижные игры как средство развития двигательных умений и навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В. В. Гориневский отмечал: «У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующих до некоторой степени быт народа».
Начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх - забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша.
В жизни старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые песенки, считалки, зачины. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Подвижные игры проходят, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становятся важным средством оздоровления детей. В игру вовлекаются целые группы детей, которые состязаются в силе, ловкости, быстроте, меткости. В процессе длительной игровой практики из игр выпали неудобные правила и были сформированы более доступные. Наряду с играми творческими, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Скалки», «Прятки», «Казаки - разбойники» и др., выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей в свободное время.
В России игры называли потехами, развлечениями, забавами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем - то радостном, облегчить свою жизнь, перестать огорчаться.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, считал наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собранию их для детей. В игре дети знакомятся с новыми словами и соответствующими предметами жизни, узнают взаимоотношения этих предметов и отношение к ним человека. Содержание подвижных игр отображает русскую жизнь, характер и быт русского народа.
Значение подвижных игр в физическом развитии детей
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо, уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.
Ребенок - маленький человек, который растет и развивается. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием, необходимо всякое напряжение сил.
Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, а недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А, значит, ослабляется организм в целом. Двигательное развитие целесообразно рассматривать как одну из задач воспитания и одновременно как условие и средство гармоничного становления личности ребенка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка и значительное место в системе физического воспитания. Задача игр – укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры необходимы для полноценного развития каждого ребенка, в игре можно приобрести новые навыки, с ее помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни. Играя в подвижные игры, ребенок становиться более ловким, крепким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает самостоятельность, дети соревнуются в беге, прыжках, но, в отличие от спортивных, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Особенно необходимы игры детям, как наиболее доступное средство физического воспитания и развития. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания : она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Посредством подвижных игр ребенок физически развивается : он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют улучшению работы дыхательной системы, усиливают процесс кровообращения, улучшают обмен веществ.
1 Виды подвижных игр для детей раннего возраста.
Все подвижные игры для детей раннего развития условно разделяются на сюжетные, бессюжетные и игры-забавы. Независимо от принадлежности к определенному виду, каждая подвижная игра должна быть достаточно простой и иметь доступные для детского понимания правила.
Сюжетные игры.
Сюжетные игры – это игры с определенным сюжетом и установленными правилами, строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий (летчик, пожарный. шофер и т. п., особенности движения различных транспортных средств (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и некоторые особенности поведения животных и птиц (хитрость лисы, повадки хищников – волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.). Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо залезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк»» и др.). Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот»).
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли – волка, лисы, кота. Действия детей взаимосвязаны. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например, дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Огромный эффект имеет использование атрибутов. При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка, выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и др.) водящего, можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям, а персонаж, которому они подражают, был хорошо знаком.
В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик, ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.
Бессюжетные игры.
Бессюжетные игры типа «Ловишек», перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятками и т. п.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. С малышами могут быть проведены лишь элементарные формы игр этого вида.
Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило – двигаться, не наталкиваясь друг на друга.
Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умением регулировать свои действия.
В таких играх, как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.
В бессюжетных играх (Кегли, Кольцеброс, «Школа мяча») дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети раннего возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами, у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх малыши получают много полезных навыков.
Догони меня, Найди свой цвет, Береги предмет, Не опоздай, Найди свой домик, Где звенит колокольчик, Найди свой домик.
Игры забавы.
Развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требует от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Прятки, Жмурки, Жмурки с колокольчиком, Дай кролику морковку, Мыльные пузыри, Напои лошадку, Ударь по мячу.
Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движения детей.
2 Руководство подвижными играми детей раннего возраста.
Несмотря на то что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Подвижные игры с малышами всегда организует воспитатель, хотя часто они могут быть организованы по желанию детей.
При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач.
Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться.
Вторая задача – приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.
Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой. В раннем возрасте все разнообразие возникающих отношений может быть реализовано лишь в совместной деятельности со взрослыми.
Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение, дети охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.
Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, - низким голосом, несколько грубее. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.
Объяснение подвижной игры детям идет почти параллельно с началом и развертыванием самой игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в игру «Птички в гнездышках», и тут же предлагает детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу «Солнышко!» все птички вылетят из гнездышек и будут летать, при этом он показывает, как они будут летать, и предлагает детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время воспитатель объявляет: «Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки»,- и поясняет, что все должны убежать и стать в свои кружки. В ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения, добивается большей точности выполнения движений и правил. Дети стараются подражать воспитателю в выполнении движений. Однако малыши еще недостаточно владеют своим телом и не могут точно выполнить движение, предложенное воспитателем. Например, идя по мостику (по доске или между параллельными линиями, дети наступают мимо краев, не обращая на это внимания. Не следует настойчиво указывать ребенку на его ошибки, не дав ему освоиться с новым движением. Дети обижаются на замечания, у них пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый звонкий мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей, хорошо выполняющих движение.
В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Это очень важно, так как нарушение правил со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.
Заключение
Благодаря подвижным играм дети, могут добиться желаемых результатов, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, но и физические. Игра не должна превратиться в монотонный процесс. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовольствия и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь нужного результата. Занимаясь подвижными играми, дети укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей, корректируют походку. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер, В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.
Список литературы
1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. – М. ,1986.
2. Кальпио Н. Н. 80 игр для детского сада. – М. ,1973.
3. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения на воздухе. – М. ,1983.
4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М. ,1986.
5. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста – М. ,1986.
6. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. – М. ,1982.
7. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. - М. ,2013.