Ольга Лукашенко
Подвижные игры и игровые упражнения из личного опыта работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры из опыта работы.
1.«Воробьи на веточках» или «Найди свою веточку» с короткими палочками для детей 4-6лет
Тема: «Птицы».
Цель: закреплять навыки основных видов движений, ориентировки в пространстве, воспитывать творческие способности, способствовать профилактике плоскостопия.
Правила игры.
Публикация «Подвижные игры и игровые упражнения из личного опыта работы с детьми» размещена в разделах
Дети- «воробьи» стоят каждый на своей палочке на полу врассыпную (вдоль или поперек). Пока играет музыка, дети свободно передвигаются по залу, имитируя полет птиц. Затихает музыка - дети становятся снова на свои палочки. Затем «воробушки» перекладывают «веточки» в другое место, игра повторяется 4-6 раз.
2. «Собери зернышки» для детей 3-5 лет.
Тема: «Птицы».
С горкой, малыми мячами и обручами.
Цель: развивать скоростные качества, ловкость, быстроту реакции, мелкую моторику, тренировать челночный бег, ФЭМ.
Ход игры.
Дети – «птички» стоят по одному в обручах врассыпную по залу. С горки ведущий скатывает малые разноцветные мячи из сухого бассейна – «зернышки». Дети собирают их по одному и переносят в свои «гнезда» - обручи. В конце подсчитываем зерна или определяем «много/мало».
3.«Кормушка» для детей 4-6 лет.
Тема: «Птицы».
С обручами и мелкими предметами (погремушки «яблочки», еловые шишки, массажные «ежики»).
Цель: развивать навык челночного бега, скоростные качества.
Ход и правила игры.
В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в нем – «яблочки»/ шишки/мячики. Малые обручи – «гнезда»/ «скворечники» / «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза.
4.«Травоядные и сторож» для детей 4-7лет.
Тема: «Животный мир».
С обручами и «яблочками» (погремушки-яблоки).
Цель: развивать скоростные качества и ловкость.
Ход и правила игры.
Мелом чертится большой круг по краям зала. В нем лежат 3-5 малых обручей – это «яблони», в них рассыпаны погремушки - «яблочки» и ходит ведущий- «сторож». Дети стоят по окружности большого круга, они - «травоядные». По команде или пока звучит музыка дети стараются «сорвать» яблочки с дерева (по одному) с складывать около себя. Сторож ходит по кругу и пытается осалить кого- либо, осаленные больше на «срывают» яблок. В конце игры подсчитываем количество «яблок» у каждого и сравниваем.
5. «Найди животных данной группы» для детей 6-7лет.
Тема: «Животный мир».
Игра малой подвижности с обручем и мелкими фигурками животных.
Цель: организовать и успокоить детей после активного задания, закрепить знания о среде обитания животных.
Ход игры.
В большом обруче рассыпаны фигурки различных животных. Дети располагаются по кругу в двух - трех шагах от обруча. Взрослый- ведущий дает задание: животных какой группы дети должны взять по одному) и задает направление - кто следующий… Дети по очереди и без подсказок выбирают животных. Когда у каждого в руке будет игрушка, поднимаем ее вверх – правильно ли дети выполнили задание, нет ли ошибок. Играем 3-4 раза.
6.«Отгадай, помолчи, покажи…» для детей 6-7 лет. Тема: «Животный мир».
Игра малой подвижности.
Цель: успокоить и организовать детей, развивать фантазию посредством движений, совершенствовать ОВД.
Ход игры.
Детям загадываются загадки на тему «Животный мир». Они отгадывают ее, но отгадку показывают движениями, повадками загаданного животного. Кто выкрикнул отгадку – выходит из игры на одну загадку.
7.«Рыбацкая сеть» для детей 6-7 лет. Тема: «Обитатели водоема».
Цель: тренировать навык бега с подлезанием, скоростные качества, ловкость.
Ход игры.
Двое детей – «рыбаки» - растягивают сеть (взявшись за углы ткани) поперек зала, у них за спиной передвигаться нельзя. Остальные – «рыбы - располагаются по одну сторону зала. По команде «рыбы проплывают» под сетью, а «рыбаки» стараются накрыть их. Пойманные отдыхают 1мин. Когда «рыбки» окажутся на противоположной стороне зала, игра повторяется.
8.«Не зевай!» для детей 6-7 лет.
Тема: «Спорт».
Игра малой подвижности.
Цель: закрепить знания о сезонности видов спорта и движениях спортсменов.
Ход игры.
Ведущий. Есть для вас одно заданье,
Постарайтесь не зевать!
Если летний спорт – присядьте,
Если зимний – надо встать!
Далее ведущий на иллюстрациях или экране демонстрирует спортсменов того или иного вида спорта, а дети выполняют движения по заданию. Кто ошибся, тот отдыхает 5секунд. /футбол, слалом, конный спорт, гандбол, бобслей, теннис, санный спорт, гимнастика, лыжные гонки, плаванье, легкая атлетика, хоккей, фигурное катание, борьба и т. п.
9.«Пиктограммы» для детей 6-7 лет.
Тема: «Спорт»
Игра малой подвижности.
Цель: закрепить знания о видах спорта по пиктограммам.
Ход игры.
Ведущий. Вот для вас одно заданье.
Память будем освежать.
По пиктограммам виды спорта
Вам придется узнавать.
За верные ответы дети получают фишки, в конце игры их подсчитываем, выявляем победителя. Повтор 3-4 раза, меняя виды спорта.
10.«Волчок» подвижная игра для детей 5-7 лет.
Цель: закрепить построение в шеренгу, в колонну, бега врассыпную, поворотов на месте прыжком налево, направо.
Ход игры.
Ведущий читает четверостишье с заданием, дети действуют по тексту.
Ведущий. Все по залу разбежались!
А теперь мы все собрались
И в шеренгу (колонну) подравнялись!
Как волчок ты не вертись,
А направо (налево) повернись!
11. Игровое упражнение «Времена года» для детей 4-5 лет с мячом.
Цель: закрепить чередование сезонов, навык работы с мячом.
Ход игры.
Дети проговаривают текст и на каждое слово отбивают мяч от пола любым способом, стараясь не сходить с места/ передвигаясь по залу, или ловят мяч с отскока от пола на месте.
Я знаю четыре времени года:
Зима, весна, лето, осень.
12. Игровое упражнение «Дни недели» для детей 6-7 лет с мячом.
Цель: закрепить порядок дней недели, развивать навык работы с мячом.
Ход игры.
Дети проговаривают слова и на каждое отбивают мяч любым заданным способом, не сходя с места или передвигаясь по залу в заданном направлении.
Я знаю семь дней недели:
Понедельник, вторник,
Среда, четверг,
Пятница, суббота,
Воскресенье.
13. Игровое упражнение «Я умею считать…» для детей 4-7 лет с мячом.
Цель: закрепить счет/ обратный до (по заданию ведущего).
Ход упражнения.
Дети на месте или в движении проговаривают текст и выполняют задания с мячом (по заданию ведущего) на каждое слово- удар по мячу. Например:
Я умею считать до 10:
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Аналогично закрепляем обратный счет.
14. Игровое упражнение «Делай, как я!» для детей 6-7 лет с мячом.
Тема: «Спорт».
Цель: закрепление навыка передачи мяча в баскетболе.
Ход. Дети становятся в круг, в центре ведущий с мячом. Ведущий делает передачу мяча ребенку любым способом, дети возвращают мяч ведущему тем же способом.
15. Вариант игры «Космонавты». «Дружные космонавты» для детей 5-7 лет с обручами.
Тема: «Космос».
Цель: учить детей взаимовыручке, тренировать навык бега, развивать скоростные качества.
Ход игры.
Игра по тексту схожа с ПИ «Космонавты» :
Ждут нас быстрые ракеты…
В этой игре не успевший занять ракету не выбывает – его берут к себе в экипаж те, кто успел. Таким образом, никого не остается без ракет, но количество ракет с каждым разом уменьшается. Задача детей – не оставить товарищей без ракет.
16.«Кот и заяц» для детей 5-7 лет.
Тема: «Животный мир».
Цель: тренировать навык ползания и прыжков, развивать ловкость и скоростные качества.
Ход игры.
Выбираются кот и заяц. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Кот находится вне круга, заяц в круге. По команде кот на четвереньках догоняет зайца, можно заползать в круг, проползать через него. Заяц двигается от кота прыжками в любом направлении. Дети могут закрывать путь коту, не сходя места, и помогать зайцу.
17.«Волк и обезьяны» для детей 5-7 лет.
Тема: «Животный мир».
Цель: закрепить навык передвижения на высоких четвереньках, лазания, воспитывать ловкость, быстроту, тренировать навык сохранения равновесия.
Ход игры.
Выбирается волк, остальные - обезьяны. Волк догоняет обезьян на четвереньках /руки - стопа/. Обезьяны передвигаются так же, но могут залезать на скамейку, стремянку, гимнастическую стенку. Пойманные обезьяны отдыхают 30сек.
18. По типу подвижной игры «Волк во рву».
«Медведь в яме» для детей 5-7 лет. Тема: «Животный мир»
Цель: тренировать навык прыжков, развивать ловкость.
Ход игры.
Из каната на полу выкладывается дорожка шириной 800- 1200 см – это яма. Медведь находится в яме, по краю ямы с одной стороны стоят зайцы. По команде зайцы перепрыгивают яму с ноги на ногу или двумя ногами. Медведь передвигается вдоль ямы, стараясь осалить зайцев. Пойманные зайцы становятся медведями и помогают ему ловить остальных.