Получи документы

Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Любовь Нестеренко
Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Гипокинезия - недостаточная двигательная активность. В первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объём мышц. Гипокинезия отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесёнными заболеваниями. Как правило, этих детей чрезмерно опекают взрослые, их освобождают от занятий физической культурой. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще. Развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Нередко формируются различные дефекты осанки.

Публикация «Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья» размещена в разделах

В работе с детьми, имеющими серьёзные проблемы со здоровьем, важно помнить главное правило «Не навреди!» Многие авторы (Алиев М. Н. «Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем» - Ашхабат, 1984; Андронова М. В. «Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии»- Педагогика, 1996 № 5; Береснева З. И. «Здоровый малыш»- М. : ТЦ Сфера, 2003; Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)- М. : Линка-Пресс, 2000 идр.) выделяют некоторые упражнения, которые могут значительно ухудшить здоровье детей, имеющих ту или иную патологию, либо наоборот - стабилизируют их физическое состояние и будут способствовать их улучшению.

Игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Преимущество игр в том, что они связаны с инициативой, фантазией, творчеством, а это усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокриной системы. Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка.

Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления. Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъём, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.

Подвижные игры при плоскостопии :

«Ловкие ноги» (5-7 лет)

Дети сидят на полу, на ковре, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. У её конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палку. Правую ногу вернуть в и. п. То же сделать левой ногой. Повторить упражнение 2-4раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно проговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю

Палку я не зацеплю.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно – мышечного аппарата стоп; развитие глазомера, умения ориентироваться в пространстве.

«Ну-ка, донеси!» (4-7 лет)

В зале дети сидят на стульчиках. У каждого ребёнка под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив её, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

Ожидаемые результаты: Укрепление связочно – мышечного аппарата стоп; развитие ловкости.

«Великан и другие» (5-7 лет)

Игровые упражнения, описанные ниже, проводятся в общем комплексе по команде педагога. Победителями являются дети, которые, не сбиваясь, наиболее чётко и красиво выполняют упражнения.

ВЕЛИКАН: ходить на носках, приподнимаясь как можно выше, 5-7 минут.

КАРЛИК: ходить, согнув ноги в коленях, 4-5 минут.

МАЛЕНЬКИЙ - БОЛЬШОЙ: по сигналу как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться, 10-12 раз.

ЛОШАДЬ: 4-5 минут двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом. Затем звонко щёлкать языком 5 раз.

Ожидаемые результаты: Формирование правильной осанки, развитие внимания, быстроты реакции, координации движений.

«Сидячий футбол» (3- 7 лет)

Дети сидят на полу, на ковре, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой. Движением ног вперёд отбросить мяч к сидящему напротив ребёнку. Он ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнёру. Можно усложнить игру: ловить отбрасываемый мяч ногами; прокатывать его то одной, то другой ногой; сбивать мячом кегли, которые ставят на ровном расстоянии между играющими. После игры педагог предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться (поднять голову и смотреть вперёд). При этом по указанию педагога показать нижние зубы, нижняя челюсть перемещается вперёд.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений; укрепление мышечно – связочного аппарата ног и туловища; тренировка меткости, быстроты реакции; умение действовать по сигналу.

«Сидя по-турецки» (2-7 лет)

Дети сидят на ковре, ноги по-турецки, наружные края стоп одинаково ровно опираются о пол. Нужно встать, придерживаясь за какую-нибудь опору или с помощью педагога, или ребёнка постарше; ноги должны быть прямыми (скрестно) и стоять надо на наружных краях стоп. Так же сесть; тяжесть туловища равномерно распределена на обе ноги, на наружные края стоп.

Ожидаемые результаты: Укрепление связочно – мышечного аппарата стоп, ног.

Подвижные игры при нарушении осанки:

«Ель, ёлка, ёлочка» (3-6 лет)

Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – ёлки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ёлки – принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.

Ожидаемые результаты: Воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.

«Всё дальше и выше» (2-5 лет)

Все дети сидят. Педагог, отходя от детей, бросает им мяч по очереди и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Игру можно проводить и с одним маленьким партнёром, дома и в группе.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве; обучение разным приёмам игры в мяч.

«Подпрыгни до ладошки» (2-5 лет)

Дети сидят на скамье или стоят. Педагог подзывает то одного, то другого ребёнка и предлагает ему дотянуться до ладони, а с 4-5 лет – подпрыгнуть повыше так, чтобы головой достать до его ладони. Руку педагог держит на небольшом расстоянии от головы ребёнка.

ВАРИАНТ ИГРЫ : подпрыгнуть и достать рукой бубен, яркую игрушку или колокольчик, который педагог держит на некотором расстоянии от головы ребёнка. Самые прыгучие дети соревнуются между собой, прыгая на ещё большую высоту.

Ожидаемые результаты: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, устойчивого внимания; воспитание дисциплины; формирование правильной осанки.

«Воздушный шар» (5-7 лет)

Дети сидят или стоят, самостоятельно надувая шары. Педагог помогает завязывать отверстие. Дети подбрасывают шары вверх и ловят их, бросают друг другу. Педагог предупреждает, что шар надо ловить осторожно, чтобы он не лопнул. Перебрасывать шар друг другу можно и через верёвку. Для детей 7 лет задание усложняется. Перед ними ставится задача хорошо надуть шар за меньшее число дыхательных движений.

Ожидаемые результаты: Формирование правильной осанки; умения заниматься с физкультурными пособиями; улучшение функции дыхания.

«Филин» (3-5 лет)

Дети сидят. По сигналу педагога «День!» дети – «филины» медленно поворачивают головы вправо и влево. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперёд и взмахивают руками – «крыльями», опуская их вниз, протяжно, без напряжения, произносят «у-у-ффф». Повторить 2-4 раза. Контролировать осанку.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений рук с дыхательными движениями; тренировка зрения и слуха.

«Контроль осанки»

По предложению педагога, ребёнок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены; затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены; голова прямо, шея вертикально; взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты; плечи слегка опущены, на одном уровне; лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развёрнута; живот слегка подтянут; ягодицы напряжены; колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднимают руки, пальцы разведены, как «у ёлочки – иголочки», напряжены. В позе «куклы» отойти на 3-4 шага вперёд от стены (поза напряжённая, затем руки свободно опустить, но всё туловище и голову держать прямо, пройтись 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Дети, сумевшие сделать всё задание по «контролю осанки» лучше, отмечаются.

ВАРИАНТ ИГРЫ : в положении правильной позы у стены медленно выдвигать нижнюю челюсть вперёд и удерживать в выдвинутом положении на счет до 4-х, и вновь на счёт 5 принять и. п. То же упражнение, но в положении: повернув голову вправо, а затем, то же повторить, но в положении голова влево.

Ожидаемые результаты: Развитие чувства правильной позы.

Подвижные игры при заболевании органов дыхания:

«Шарик» (5-7 лет)

Дети сидят полукругом. «Надувают шары» : широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик – «ф-ф-ф», медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается» - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, «ш-ш-ш» - произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях (2-3 раза).

Ожидаемые результаты: Формирование ритмичного дыхания, правильное смыкание губ.

«Поезд с арбузами» (5-7 лет)

Игра проводиться сидя на стульчиках, играющие располагаются по кругу. Педагог стоит за кругом. Дети перебрасывают друг другу мяч по очереди, а затем кидают его педагогу - это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося «чу-чу-чу, поезд движется». Через 2-3 минуты «поезд останавливается», дети произносят «ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка арбузов» - те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-ш-ш» губы складываются в трубочку.

Ожидаемые результаты: Улучшение функции дыхания; укрепление мышц рук; пояса верхних конечностей, грудной клетки.

«Карусели» (5-7 лет)

Дети берутся за руки и образуют круг, опускают руки и в кругу становятся друг другу в затылок. Медленно шагая друг за другом, по сигналу педагога приговаривают: Карусели, карусели,

Мы с тобой в машину сели

И поехали.

Произнося последнее слово, дети сгибают руки перед собой, сжимают руки в кулаки («руль» в руках) и со звуком «р-р-р» бегут по кругу, поворачивая «руль», делая движения руками вправо, влево. Пробежав 1-2 минуты (меняя направление, дети берутся за руки. Затем поднимают руки высоко («большие ребята») – вдох, опускают вниз и наклоняются («маленькие ребята») – выдох. Затем дети опускают руки, становятся в затылок друг к другу, идут медленно по кругу, приговаривая тот же стишок.

После этой фразы дети сгибают руки в локтях, делая круговые движения в плечевых суставах и произнося «чух-чух-чух», двигаются всё быстрее (поезд набирает скорость, переходя на бег. Постепенно бег замедляется, дети берутся за руки и идут по кругу.

Ожидаемые результаты: Укрепление мышц туловища и конечностей; улучшение осанки, функции дыхания, кровообращения.

«Поезд» (5-7 лет)

Дети становятся в затылок друг к другу. Стоящий первым в колонне изображает электровоз. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку электровоза, они начинают двигаться вперёд, вначале медленно, затем ускоряя шаг, и наконец бегут. После слов педагога «поезд проехал станцию» дети замедляют ход, останавливаются и начинают двигаться задом до сигнала «приехали».

Ожидаемые результаты: Улучшение функции дыхания; умение действовать в коллективе, реагировать на сигналы.

«Снежинки» (5-7 лет)

Группу детей делят на «снежинки», «ветерки», ведущий - «Мороз». «Ветерки» сидят на стульях (скамейке, «снежинки» разбегаются по всей площадке (залу, «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветерки» начинают дуть вместе с «Морозом» : «ш-ш-ш». «Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на лёгкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз!», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками приговаривая: «Ахх-х-х», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ффф-у-у», «снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку и дети дуют на пушок, изображающий летающие снежинки. Игра повторяется: «снежинки» становятся «ветерками» и наоборот.

Ожидаемые результаты: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы; обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.

Подвижные игры при заболевании сердечно – сосудистой системы:

«Прятки» (5-7 лет)

Играющие становятся в круг и выбирают водящего. Его ставя лицом к стене, а в это время другие прячутся. Когда водящий приходит на условленное место, он стучит палкой, приговаривая: «Раз, два, три. Спрячься и молчи». Затем он отправляется на поиски. Спрятавшиеся, увидя водящего, направляющегося в другую сторону от них, бегут к назначенному месту. Кто первым прибежит, кричит: «Стук – стук! Палочка – выручалочка, выручи меня» и стучит палочкой. Водящий должен зорко следить, прислушиваться, не бежит ли кто из спрятавшихся к «палочке – выручалочке».

Ожидаемые результаты: Развитие быстроты реакции, умения концентрировать и переключать внимание; развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

«Ткач и челнок» (6-7 лет)

Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает под одну «арку» вбегать, под другую выбегать. Пропустив «челнок» вперёд, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трёх кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара.

Ожидаемые результаты: Тренировка навыков в координации движений, ловкости; воспитание дисциплинированности; умения действовать согласованно в коллективе.

«Резвый мешочек» (7 лет)

Играющие становятся в круг. Педагог стоит посередине. Он берёт в руки верёвку, на конце которой привязан мешочек, наполненный песком, и начинает вращать верёвку по кругу. Дети следят за мешочком и при его приближении стараются подскочить так, чтобы мешочек их не задел, - перепрыгнуть верёвочку. Тот, кого мешочек заденет, на некоторое время выходит из игры. Выигравший становится на место водящего.

Ожидаемые результаты: Повышение тонуса и тренировка сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

«Тачки» (5-7 лет)

Игроки выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги, вторая за первой. Дети из первой шеренги становятся на четвереньки (руки выпрямлены, ладонями упираются в пол, ноги слегка расставлены). Стоящие за ними во второй шеренге захватывают впереди стоящих за щиколотки ног. По сигналу инструктора каждая получившаяся таким образом «тачка» начинает продвигаться вперёд, стараясь первой достигнуть финишной черты. Между парами проводится соревнование на качество и быстроту выполнения задания.

Ожидаемые результаты: Укрепление мышц пояса верхних конечностей, грудной клетки, живота; воспитание чувства товарищества, дружелюбия.

«Кто кого столкнёт» (6-7 лет)

Двое становятся на бревно или гимнастическую скамью. По сигналу сгибают одну ногу и, стоя на другой. Ударяя друг друга по ладоням, стараются столкнуть «противника» с бревна. Игру можно сделать командной при числе играющих не менее 6 человек.

Ожидаемые результаты: Развитие чувства равновесия, координации движений; воспитание выдержки.

Публикации по теме:

Картотека зазывалок на подвижные игры для детей дошкольного возрастаКартотека зазывалок на подвижные игры для детей дошкольного возраста Дошкольное детство это время игр и активной подвижности, к сожалению в настоящем времени дети очень мало двигаются, всё больше заняты гаджетами.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Все взрослые хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровы и физически развиты. Часто говорят детям, что зарядка очень полезна. Но как.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возрастаПодвижные игры для детей младшего дошкольного возраста В свободное время мы с детьми играем в любимые подвижные игрыИгра 1 "У медведя во бору". Инвентарь: маска медведя, корзинки для грибов и.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, которые позволяют формировать и совершенствовать движения детей. В игровой деятельности объединяются.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время Летом дети больше времени проводят на улице. Обязательным компонентом каждой прогулки.

Подвижные игры на прогулке в осенний период для детей 2–3-х лет Подвижная игра "Бегите к маме" На площадке обозначаются две линии длиной 4—5 м. Линии располагаются напротив друг друга, расстояние между.

Подвижные игры на прогулке весной для детей 2–4 летПодвижные игры на прогулке весной для детей 2–4 лет МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА Цель: учить выполнять действия согласно указаниям взрослого. Взрослый: Сейчас мы будем играть. Я буду петь, а вы слушайте.

Подвижные игры руками детей разновозрастной группы. ФотоотчетПодвижные игры руками детей разновозрастной группы. Фотоотчет В преддверии наступления осеннего сезона, 31 августа мы решили проводить лето! Старшие ребята, используя все свои умения и навыки в аппликации,.

Подвижные игры с мячом на улице для детей 2–3 летПодвижные игры с мячом на улице для детей 2–3 лет Подвижные игры с мячом на улице для детей 2-3 лет Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Опубликовано: 21 апреля 2022 в 17:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Нестеренко (УИ 2820324) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД