Получи документы

Подвижная игра с дидактической направленностью «Весёлые квадраты»

Ирина Макарова
Подвижная игра с дидактической направленностью «Весёлые квадраты»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Е. И. Тихеева отмечала, что в речевых проявлениях действуют моторные механизмы не только речевого аппарата, но моторный механизм ребенка в целом. Задержки в развитии речи и недостатки речи взрослого человека часто зависят от недостатков его моторного развития в детстве.

Физиологи уже давно доказали, что чувство движения тесно связано с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг.

Публикация «Подвижная игра с дидактической направленностью „Весёлые квадраты“» размещена в разделах

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать, побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка. С этой целью была разработана подвижная игра с дидактической направленностью «Весёлые квадраты», способствующая достижению целей как физического, так и речевого развития. В содержание игры «Веселые квадраты» включено несколько игр с дидактической направленностью, которые можно разделить на три условные категории:

- способствующие развитию фонематического восприятия ;

- направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;

- способствующие активизации словарного запаса.

Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале.

Таким образом, подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, повышают результативность работы педагога по развитию речи дошкольников.

Цель: развитие речи детей в процессе двигательной деятельности.

Задачи:

- координация речи и движения; развитие словаря, слухового внимания, речевой активности;

- совершенствование двигательных навыков и психофизических качеств, развитие интереса к физической культуре.

Описание игры

Игра «Веселые квадраты» оснащена разноцветными плоскими квадратами с картинками-символами на них. Квадраты выполнены из дерматина (размером 33х33см, в них для создания объема вставлен тонкий поролон. На лицевой стороне квадратов расположены прозрачные кармашки, в которые вставляются картинки, символизирующие те или иные игры.

Количество квадратов 15, но может быть и другим.

Варианты игры

В – 1. В игре может участвовать любое количество детей от 5 до 15 человек (по количеству квадратов). Квадраты с картинками-символами располагаются на полу по кругу в произвольном порядке. Дети двигаются под музыку по кругу, выполняя соответствующие характеру музыки движения. По окончании музыки каждый участник игры должен быстро взять квадрат и поднять его вверх. Ребенок, первым поднявший квадрат, показывает его всем игрокам, и по картинке-символу определяет, в какую игру будут играть дети. После этого дети играют в ту или иную.

В – 2. 15 цветных квадратов выкладываются на полу в виде четырехугольника. Игроки (их количество может быть произвольным) по очереди выбрасывают кубик, на гранях которого находятся цифровые обозначения от 1 до 6. По грани кубика, которая окажется верхней после его остановки, определяется ход фишки по квадратам. Числа 1,2,3,4,5,6 позволяют фишке двигаться вперед на соответствующее количество ходов. По квадрату, на котором останавливается фишка, определяется название игры. Дети играют, затем снова выбрасывается кубик, игра продолжается.

Приложение

Игра «Живая стрелка»

Цель. Закрепить умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику, упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.

Оборудование: картинки, сумка, нагрудник со стрелкой.

Ход игры. В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику.

Игра «Кто быстрее перенесет предметы»

Цель. Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки, бегать в определенном направлении, совершенствовать координацию движений рук и ног.

Оборудование: 3 стола, игрушки.

Ход игры. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. На другой стороне группы - два пустых стола. По сигналу команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет предмет, взрослый вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.

Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает — Каждый всех их назовет.

Цель. Закрепить временные понятия в активном словаре ребенка.

Оборудование: мяч

Ход игры. Дети встают в круг. Взрослый с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март.». Вместо следующего месяца взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

Игра «Кто кем был?»

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Цель. Закрепить умение верно употреблять падежные окончания.

Оборудование: мяч

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект (цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, дуб — желудем, рыба — икринкой.

Подвижная игра «Медведь»

Цель. Автоматизация в речи «С»

Ход игры. Дети встают в круг, считалкой выбирается «медведь», который ложится в центре круга. Дети идут, взявшись за руки и читая стихотворение И. Токмаковой:

Как на горке снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег.

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

- Медведь проснулся!

После этих слов дети разбегаются, а медведь ловит.

Подвижная игра «Змея»

Цель. Автоматизация звука «З»

Ход игры. Дети под тихую музыку бегают, ходят по залу. Водящий – «змея» ходит и произносит:

- Я, змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Маша, будь моим хвостом.

- Хорошо.

- Ребенок встает за спиной водящего, берет его за его талию.

Затем идут уже вдвоем, хором повторяя слова игрового текста. Игра продолжается, пока не будут охвачены действием все дети.

Подвижная игра «Сова и комары»

Цель. Автоматизация звука «З»

Ход игры. Выбирается водящий – «сова», остальные дети – «комары».

Дети – «комары» - летают по залу, площадке и «звенят» : «ЗЗЗЗЗЗ».

«Сова», стоя на стуле, в стороне, произносит слова:

- Я, сова, большая голова.

На суку сижу, во все стороны гляжу, комаров ловлю!

Спрыгивает со стула и ловит «комаров». Пойманный ребенок садится на стульчик. Игра продолжается, пока не будут пойманы все дети или не закончится музыка.

Подвижная игра «Синица»

Цель. Автоматизация звука «Ц»

Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре – ребенок – «синица».

Дети идут по кругу:

- Синица, синица, веселая птица!

Где ты была, где ты жила?

«Синица», летая по кругу, отвечает:

- Я летала по кустам, я летала по садам.

Я покоя не давала мошкам!

После последних слов дети разбегаются, «синица» их ловит.

Подвижная игра «Курочка – рябушечка»

Цель. Развитие диалогической речи, автоматизация звука «Ц»

Ход игры. Выбираем «курочку», остальные дети – цыплята.

- Курочка – рябушечка, куда идешь?

- На речку.

- Курочка – рябушечка, зачем идешь?

- За водичкой.

- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

- Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат!

«Цыплята» разбегаются, «курочка», догнав ребенка произносит:

- Иди к колодцу пить водицу! (Пойманный ребенок садится на стул).

Подвижная игра «Кот на крыше»

Цель. Автоматизация звука «Ш»

Ход игры. Считалкой выбирается «кот», он сидит в центре круга – «спит». Дети идут по кругу:

- Тише мыши, тише мыши.

Кот сидит на нашей крыше. (Произносят тихо и медленно).

- Мышка, мышка, берегись и коту не попадись! (Произносят громко и быстро).

С окончанием текста кот «просыпается» и гонится за мышками.

Подвижная игра «Жуки»

Цель. Автоматизация звука «Ж»

Дети – «жуки» «летают» по залу и жужжат: «ЖЖЖЖЖ».

Останавливаются, приседают:

- Жу - жу, жу – жу – я на ветке сижу.

Я на ветке сижу, букву «Ж» все твержу.

Ложатся на спину, руки и ноги поднимают вверх.

- Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет: «ЖЖЖЖЖЖ».

Встают и игра продолжается.

Подвижная игра «Щука и пескари»

Цель. Автоматизация звука «Щ»

Ход игры. Выбирается «щука». Определяется территория, на которой щука может ловить пескарей. Например, ковер, если это зал. «Пескари» «плавают» вокруг щуки и произносят следующие слова:

- Щука в озере жила, щеткой воду мела.

Щи варила для гостей, угощала пескарей.

С окончанием слов щука начинает ловить «пескарей», которые «заплывают» на опасную территорию.

Подвижная игра «Огуречик».

Цель. Автоматизация звука «Ч»

Ход игры. Выбирается «мышка» и место где она «живет». На определенном расстояние фиксируется место – «домик» для детей. Дети выходят из домика и произносят, прыгая на одной ноге:

- Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!

По сигналу: «Мышка!», дети убегают в свой домик, а мышка догоняет.

Подвижная игра «Вороны и собаки»

Цель. Автоматизация звука «Р»

Ход игры. Выбираются два ребенка – «собаки», которым отводится определенное место, остальные дети – «вороны».

Воспитатель. Вот под елкой запушенной скачут, прыгают вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались.

Дети. Кар, кар, кар, кар!

Воспитатель. Тут собаки прибегали, а вороны улетали!

Выбегают «собаки» и догоняют «ворон».

Подвижная игра «Скворушки и кот»

Цель. Дифференциация звуков «Рь» - «Р»

Ход игры. Выбирается «кот», который отходит в уголок. Дети берут стульчики, ставят по кругу, приседают за ними и произносят:

- В домике, скворечнике, скворушки сидят.

Из окна скворечника скворушки глядят.

А в углу, а в углу хитрый кот сидит.

Притворился наш кот, будто сладко спит.

Затем дети «выбегают» из домиков и бегают по свободному пространству.

По сигналу: «Кот проснулся!» - летят в свой домик, кот ловит детей, которые не успели найти «свой скворечник».

Подвижная игра «Яблоня»

Цель. Автоматизация и дифференциация звуков «Л» - «Ль». Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, овладение вопросительной интонацией.

Ход игры. Выбирается «яблонька», которая встает в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки:

- Яблоня, яблоня, где же твои яблоки?

Затем останавливаются и на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке, а «яблонька» отрицательно качает головой.

- Где же твои яблоки? (поднимают плечи и разводят руки в стороны).

- Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? (поднимают плечи, разводят руки в стороны).

(Загибают пальцы на правой руке).

- Не морозил их мороз.

И не ветер их унес.

Не спалило их огнем.

Града не было с дождем.

Птицы их не поклевали…

«Яблонька» : дети оборвали!

(Дети разбегаются, а «яблонька» их догоняет).

Подвижная игра «Апельсин»

Цель. Автоматизация в речи звука «Ль»

Ход игры. Выбирается «волк», который садится на пол в центре круга. Дети стоят вокруг него, произносят текст и выполняют пальчиковую гимнастику, выпрямляя из кулака по одному пальцу на каждой руке.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Это долька для чижа, Это долька для утят,

Это долька для котят.

Это долька для бобра,

Ну, а волку – кожура!

- Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда!

Дети разбегаются, а «волк» их догоняет.

Публикации по теме:

Что такое игра (подвижная игра) и какова ее роль в физическом развитии детей? 1. Что такое игра, подвижная игра? По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится.

Подвижная игра «Жмурки» Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве. Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают.

Подвижная игра «Гриб-грибочек» Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность.

Подвижная игра «Грибник и грибы»Подвижная игра «Грибник и грибы» Подвижная игра «Грибник и грибы» Цель. Создать у детей хорошее настроение. Задачи. - Формировать умение двигаться в разных направлениях,.

Подвижная игра «Птицелов» МБДОУ «Детский сад №60 «Заинька» Конспект открытого просмотра подвижной игры Подвижная игра “Птицелов” Цель: формировать.

Подвижная игра «С кочки на кочку» «По кочкам» Цель игры: развитие координации движений. Задачи. • Создание положительного эмоционального настроя в группе; • Развитие умения.

Подвижная игра «Совушка» Задача подвижной игры Цель: формировать у детей потребность в двигательной деятельности. Задачи: Закреплять умение детей действовать по.

Подвижная игра «Вертолеты»Подвижная игра «Вертолеты» Подвижная игра на прогулке в детском саду. «Вертолеты» Игра с 3 лет. Цель: развитие двигательной активности детей. Материалы : бубен.

Подвижная игра «Зебра» ПДДПодвижная игра «Зебра» ПДД В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей.

Подвижная сенсорная игра «Засели квадраты в домики»Подвижная сенсорная игра «Засели квадраты в домики» Подвижная сенсорная игра для детей 4-6 лет: Цель:Развитие зрительного восприятия основных цветов спектра. Задачи: 1. Развивать зрительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижная игра с дидактической направленностью «Весёлые квадраты»
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 16:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижная игра с дидактической направленностью «Весёлые квадраты»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Макарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД