Дарья Донченко
Проект «Подсолнечные люди»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Мы все живём под солнцем.
А это значит, все мы —
Подсолнечной системы.
А. А. Усачёв
Публикация «Проект „Подсолнечные люди“» размещена в разделах
Из растительных масел подсолнечное — самое популярное в нашей стране. А по объемам потребления – пожалуй, опережает и сливочное. Это не удивительно. Именно подсолнечник — сырье для производства — легко выращивается во многих климатических зонах практически во всех регионах нашей страны, а производство из него масла — процесс хорошо отработанный и налаженный. Но при этом, подсолнечное масло – уникальный продукт, имеющий специфический состав и оказывающий определенное действие на организм. В нашей Челябинской области тоже есть завод по производству подсолнечного масла – «Союзпищепром».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Параметры Содержание
Наименование учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 г. Челябинска»
Название проекта «Подсолнечные люди»
Участники проекта Воспитанники старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи; педагоги, родители
Авторы проекта Суворова Алла Николаевна – воспитатель группы
Донченко Дарья Сергеевна - воспитатель группы
Валеева Елена Александровна – учитель-логопед
Тип проекта -по ведущему методу : исследовательский, практико – ориентированный;
- по количеству участников: групповой;
- по продолжительности: краткосрочный.
Продолжительность 2 недели с 19.09 по 30.09.2022. Согласно комплексному тематическому планированию по темам недели «Урожай» и «Краски осени».
Цель проекта
Познакомить воспитанников старшего дошкольного возраста со свойствами растительного масла на примере подсолнечного масла, его производством и профессиями, связанными с ним.
Задачи проекта Обучающие :
1. расширить знания детей о профессиях: работник сельского хозяйства (земледелец, сеяльщик, работник тепличного хозяйства, агроном, почвовед, селекционер); комбайнёр, водитель, лаборант, аппаратчик получения растительного масла, технолог масложировой продукции, инженер, упаковщик-комплектовщик (расфасовщик, продавец.
2. вовлечь детей старшего дошкольного возраста в исследовательскую деятельность (история подсол-нечника, опытным путём узнать о свойствах и значимости разных видов растительных масел, использовании масла и его получении).
3. закрепить умение использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики подсолнечника.
4. мотивировать детей выполнять трудовые действия представителей профессий, связанных с темой проекта;
5. расширить игровые действия, роли в соответствии с темой проекта;
Развивающие:
6. развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, делать обобщения;
7. развивать поисково-познавательную деятельность, побуждать к самостоятельному поиску причин, ориентированному на взаимодействие взрослого с ребенком.
8. расширять и обогащать активный словарь детей по теме проекта.
9. совершенствовать уровень развития мелкой моторики через практические навыки и продуктивную деятельность;
Воспитательные:
10. вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе,
11. способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности
12. побуждать к бережному отношению к своему труду и труду других детей;
13. прививать ответственное отношение к своей работе.
Методы организации образовательной деятельности Деятельность строится в различных видах детской деятельности по всем образовательным областям: в форме экспериментов с природным материалом (масло, семечки, форме игры (дидактические, спортивные, сюжетно-ролевые, практической деятельности, конструирования (постройка макета завода) виртуальной экскурсии на завод «Союзпищепром», изобразительного творчества (рисование, аппликация, лепка, поделки из природных материалов, просмотр видеоматериалов о производстве растительного масла. Для проведения деятельности необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения:
Словесный метод - устное изложение, беседа.
Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу показ взрослых.
Практический метод – экспериментирование, овладение трудовыми навыками
Частично-поисковый метод - участие детей в коллективном поиске решения заданной проблемы.
Игровой ситуационно-ролевые игры, дидактические, деловые, организационно-деятельностные, имитационные игры;
Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Ожидаемый конечный результат реализации проекта - обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы по теме проекта;
- расширение представлений детей о технических специальностях, связанных с производством растительного масла;
- повышение активности и заинтересованности родителей в жизни группы;
- сформированность навыков, способствующих ранней профориентации детей дошкольного возраста.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «ПОДСОЛНЕЧНЫЕ ЛЮДИ»
I этап (Организационно-подготовительный)
Цель этапа: Получение первичной информации о запасе знаний, представлений детей по теме, определение дальнейших форм работы и помощь в ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, организация участия детей в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
- Изучение условий для реализации проекта;
- Изучение методической литературы, литературных источников и интернет ресурсов;
- Создание организационных условий по взаимодействию с родителями группы, заводом по изготовлению растительного масла «Союзпищепром»;
- Обогащение предметно-пространственной среды группы (подбор методических, дидактических и видео - материалов, атрибутов для изучения профессии);
- Подбор информации (фотографий, иллюстраций, книг, презентаций и т. п.) по теме проекта, иного познавательного материала.
Создание мотивационной ситуации по теме «Урожай» : Ситуативный разговор об урожае подсолнухов на даче у воспитателя Суворовой А. Н.
- Я в выходные ездила на дачу и привезла вам посмотреть, какие подсолнухи я вырастила сама на своем огороде. А у кого из вас есть огород или дача? (ответы детей). Вы помогаете родителям в уходе за урожаем? (ответы детей). Кто-нибудь из вас может похвастаться урожаем, который вырастил лично? (ответы детей). А давайте все вместе рассмотрим мой подсолнух, из чего состоит подсолнух? (ответы детей).
Да Вы правы, внутри подсолнуха находятся семечки. Ребята, а знаете, что из семечек делают подсолнечное масло и называется оно – растительное?
Сбор и анализ первичной информации по проблеме исследования:
1. Использование технологии «Модель трех вопросов»
- Что дети знают о растительном масле?
- Что хотят узнать?
- Что нужно сделать, чтобы из маленького семечка получилась бутылка растительного масла и кто нам в этом может помочь?
Ответы детей определяют задачи и направления познавательно-исследовательской деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Можно использовать символы — сбора информации в картинках.
2. Использование технологии «Мыслительная карта».
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены схематическими картинками основные идеи и задачи по решению проблемы. В центре листа размещаем основную тему: «Семечко» «Растительное масло», в нашем случае рисуем схематичное изображение семечка и бутылки с маслом. Далее дети рисуют толстые ветви к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово-ассоциацию, а дети иллюстрируют каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди.
Определение совместно с детьми названия и сроков реализации проекта.
Планирование:
1. Планирование практических мероприятий проекта с детьми – составление маршрутной карты проекта рассчитанной на 2 недели реализации.
2. Дополнение плана проекта взрослыми (план дополняется в течение всего проекта новыми инициативами всех участников проекта).
II этап. Практический.
№ Практические мероприятия проекта Содержание деятельности Продукты деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Изучение литературных источников. Чтение и рассматривание с детьми художественной и энциклопедической литературы 1. Энциклопедия для детей в сказках, Е. А. Ульева/ Ред. Васько А. / Издательство «Феникс – Премьер», 2017.
2. Познавательные сказки «Подсолнух». Л. Т. Тарасенко/ Ред. Лаппо Л. Д. / Издательство «Экзамен», 2016
3. Ю. Коваль «Тигрёнок на подсолнухе»
4. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
5. Солнечные сказки / Екатерина Сумарова. — [б. м. ] : Издательские решения, 2019. — 40 с. Подборка художественной литературы по теме проекта для чтения с детьми.
2. Речевая дидактическая игра «Покупаем масло» (Интеграция с ОО «Физическое развитие») Ожидаемый результат: дети должны знать, из каких производных получаются разные виды растительного масла; уметь подбирать прилагательное к существительному, определять существительное по прилагательному.
Цели: развивать внимание, логическое мышление, словарь, ловкость, точность движений при бросании и ловле мяча; воспитывать внимательное отношение к совместной с педагогом деятельности и ответам сверстников.
Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение. Дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре круга. Отвечает тот, кому педагог бросает мяч. Неправильно ответивший пропускает кон.
Оливковое масло сделано из. (оливок).
Подсолнечное масло сделано из. (семечек подсолнечника).
Рапсовое масло сделано из. (рапса).
Пальмовое масло сделано из. (плодов пальмы).
Розовое масло сделано из. (лепестков роз).
Облепиховое масло сделано из. (зерен ягод облепихи).
Льняное масло сделано из. (льна).
Пихтовое масло сделано из. (хвои пихты).
Кедровое масло сделано из. (орехов кедра). Выставка разных видов масел, собранных родителями.
3. Подбор детского стихотворного творчества про подсолнух для детей Чтение стихов. Сборник стихов для детей про подсолнух.
4. Совместное литературное творчество родителей и детей по профессиям, связанным с производством растительного масла. Придумывание стихов по основным производственным профессиям. Случайная жеребьёвка. Сборник стихов детей и родителей по профессиям.
5. Театральная инсценировка сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» на новый лад «Петушок и семечко» Программное содержание:
1. Создать положительно-эмоциональный настрой.
2. Создать условия для творческого самовыражения.
3. Закрепить выразительность речи, умение согласовывать движения со словами; понятия профессиональной деятельности и профессии, связанные с производством масла.
4. Побуждать детей без помощи воспитателя драматизировать сказку, используя при этом художественные образные выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, походку. Переложение хорошо известной детям сказки на новый лад «Петушок и семечка». Атрибуты к постановке.
Образовательная область «Познавательное развитие»
6. Серия экспериментов с растительным маслом с целью познакомиться со свойствами растительного масла на примере подсолнечного. 1. Эксперимент «Запах и цвет масла». Органолептическое изучение различных видов масел (подсолнечное, рапсовое, льняное, масло герани, какао-масло, оливковое масло, пихтовое масло, рыжиковое масло, масло из виноградных косточек)
2. Определение прозрачности масла.
3. Определение плотности масла (что легче, масло или вода)
4. Определение маслянистости масла.
5. Эксперимент «Как из семечки сделать масло?»
6. Опыт «Лавовая лампа». Картотека экспериментов с маслом. Положительный опыт самостоятельного экспериментирования.
7. Проведение интерак-тивной образователь-ной деятельности в рамках участия во «Всероссийском уроке «Эколята – молодые защитники природы» Цель: познакомить воспитанников с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.
- Просмотр видеоурока и беседа по представленному видеоматериалу
- Посадка семян (микрозелень) в почвогрунт и последующее наблюдение. Мини-огород на окне.
8. Образовательная деятельность «Подсолнух – цветок солнца» Программное содержание: Познакомить детей с историей появления растительного масла. Расширять представления детей о свойствах растительного масла, о ее значимости и полезности. Учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки. Закрепить навыки количественного и порядкового счета. Развивать умение давать развернутые ответы на вопросы. Дидактическая игра «Мышкины запасы»
9. Просмотр видеоэкскурсий на производство растительного масла «Галилео»;«Производство подсолнечного масла» - Беседа по представленному видеоматериалу
- Создание дидактической игры по мотивам просмотренного видеоматериала. Дидактическая игра «Круги Луллия» по теме: «Производство растительного масла»
Образовательная область «Физическое развитие»
10. Внесение тематических элементов в режимный момент «Утренняя гимнастика» Физкульт-минутка «Подсолнух»
Во дворе растет подсолнух, (Дети кружатся вокруг себя).
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на правую ногу и тянут ручки вверх).
Рядом с ним второй подсолнух (Дети встают на левую ногу и тянут ручки вверх).
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперед,
А потом на оборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад).
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на месте. (Дети садятся на свои места).
Физкульт-минутка «Жёлтый подсолнушек»
Жёлтое солнце на землю глядит,
(руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Жёлтый подсолнух за солнцем следит
(с поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу)
Только жёлтые лучи у него не горячи.
(наклоны головы к левому – правому плечу)
Он растёт на длинной ножке
(руки вдоль туловища, встать на носки)
С лепесточками, как рожки,
(развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его крупна, чёрных семечек полна. (соединить над головой руки)
Ой, как много подсолнухов! Целое поле. Выучили новые физкультминутки и проводят их самостоятельно
Расширение картотеки утренней гимнастики
10. Внесение тематических элементов в образова-тельную деятельность с детьми Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце».
— Ребята, представьте, что вы подсолнушки и следите глазками за движением солнышка.
(Воспитатель берет в руки изображение солнца на палочке и передвигает его, а дети следят за ним, двигая только глазами).
Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
У подсолнуха ладонь
о – го – го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать ладони в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (поднять обе руки вверх, растопырить пальцы) Выучили новую гимнастику и проводят её самостоятельно
Расширение картотеки динамических пауз
11. Подвижная игра на физкультурном занятии по тематике проекта
«Что мы делали не скажем, а что делали – покажем»
Программное содержание: расширять диапазон двигательной активности детей, упражнять в развитии координации движений, обогащать словарный запас детей. Атрибуты к игре
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
12. Организация роди-тельской встречи по теме: «Расскажи ребёнку о своей профессии» с воспитанниками группы. Приглашение папы Расторгуева Ивана для встречи с воспитанниками группы с рассказом о своей работе на заводе «Союзпищепром».
Изготовление Лэпбука «Зерноуборочная пора» Фотоотчёт
Лэпбук «Зерноуборочная пора»
13. Организация и прове-дение сюжетно-ролевой игры «Поход в магазин» Цель: Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
Примерные игровые действия:
- приход в супермаркет;
- покупка необходимого вида масла.
- объявления о распродаже масла;
- оплата покупок;
- упаковка товара;
Предметно-развивающая среда (оборудование) : Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца и покупателей. чеки, сумки, кошельки, деньги; виды различных растительных масел. Атрибуты к игре. Выставка различных видов масел.
14. Проведение творческого кулинарного фотокон-курса среди воспитанников группы «Я у мамы кулинар» Цель: Знакомство с разными видами, рецептами блюд, для приготовления которых нужно растительное масло.
Родителям и детям группы было предложено поучаствовать в фотоконкурсе «Я у мамы кулинар» и принести фотографию ребёнка, когда он помогает родителям на кухне по приготовлению блюд с растительным маслом. Фото-газета «Я у мамы кулинар». Создание кулинарной книги рецептов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
15. Иллюстрирование сборников стихов о подсолнечнике и профессиях, связанных с производством подсолнечного масла Использование разнообразных художественно-эстетических средств и материалов для прорисовки изображения, отражающего тематику стихотворений. Иллюстрации к сборнику.
16. Конструирование макета с воспитанниками группы «Производство масла» Задачи:
1. Закрепить навыки коллективной творческой работы: умение распределять обязанности: планировать процесс изготовления предмета из разных материалов (деревянные кубики, металлический конструктор, фольга, пластилин, пластик, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
2. Формировать у детей простейшие представления о технологии производства подсолнечного масла. Развивать умение видеть конструкцию предмета (завода) и анализировать его основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, местоположение этих частей, в зависимости от тех условий, в которых конструкция будет использоваться («Познавательное развитие»)
3. Воспитывать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать. Формировать интерес детей к разнообразным сооружениям, зданиям (завод, развивать умение передавать их особенности в конструктивной деятельности. Формировать умение детей создавать раздельные постройки из разных видов конструктора и объединять их общим замыслом.
4. Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы распространенным и сложноподчиненным предложениями. Обогатить словарь детей новыми словами: «отжим», «Шрот», «Пресс», «Погрузчик», «Технолог» и т. п.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.
Этапы деятельности:
- Логическая взаимосвязь и введение нового понятия;
- Схемы, карты, условные обозначения;
- Инженерная книга. Стимулирование проговаривания мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений);
- Техника безопасности;
- Экспериментальная конструктивная деятельность и стимулирование общения детей между собой;
Обсуждение построек. Оценка деятельности (что хотели сделать – что получилось);
- Обыгрывание модели (стимуляция активизации словаря);
- Фотографирование деятельности и объектов;
- Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы Макет «Цех по производству растительного масла»
17. Конструирование из палочек Кюизинера сельско-хозяйственной техники Задачи:
1. Сформировать первичное представление о специальном сельско-хозяйственном транспорте, его назначении.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, речевую активность детей, обогащать и активизировать словарь дошкольников: гидромеханическая трансмиссия и дизельный двигатель, экскаватор и т. д.
3. Продолжать учить выкладывать плоскостное изображение с помощью палочек Кюизинера. Фотоотчёт, расширение картотеки с палочками Кюизинер.
Участие в конкурсе-выставке детского сада и открытом региональ-ном конкурсе экологи-ческих поделок «Природы отражение» Областного центра дополнительного образования детей города Челябинска Участие 3х воспитанников с совместными работами с родителями в номинациях: «Ткачество» (лоскутная техника, Бисероплетение, «Фитодизайн», «Вторсырьё» по тематике проекта Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы продуктами детского творчества.
III этап Итоговый.
1. Результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта «Подсолнечные люди» :
• Расширение представлений о трудовой деятельности человека, формирование интереса к изучаемой сфере по производству и добыче растительного масла.
• Повышение уровня информационно-коммуникационной культуры дошкольников;
• Формирование умений переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность;
• Совершенствование конструкторских навыков, умения работать с различным конструктором и природным материалом.
• Активизация интереса и формирование устойчивого положительного отношения к продуктивной, трудовой деятельности и экспериментированию;
• Обогащение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ;
• Создание развивающего центра в группах по технологии изготовления масла; профессиям, связанным с его производством.
• Тематические выставки в группах «Я у мамы кулинар», «Природы отражение», «Подсолнечное масло»;
• Взаимодействие с семьями воспитанников, укрепление детско-родительских отношений
2. Подведение итогов реализации проекта :
Полученные выводы детей, участников проекта :
Теперь мы знаем, что подсолнечное масло делают из семечек подсолнуха. Получают подсолнечное масло путём отжима семечек. Узнали о свойствах масла: жидкое, имеет запах, имеет цвет, прозрачное, легче воды, подсолнечное масло не окрашивается красителем. Подсолнечное масло полезный продукт. Его используют не только в пище, но и широко применяют в косметологии и промышленности. Растительные масла бывают жидкими и твёрдыми. Их много видов: оливковое, рыжиковое, рапсовое, виноградное, льняное и другие. Для того чтобы получить одну каплю масла, нужно приложить немало усилий, то есть это довольно трудоемкий процесс. Для производства растительного масла нужны работники сельского хозяйства, комбайнёр, водитель, лаборант, аппаратчик получения растительного масла, технолог масложировой продукции, инженер, упаковщик-комплектовщик, продавец. Особенно нам запомнилась виртуальная экскурсия на производство растительного масла и рассказ папы Расторгуева Вани Александра Сергеевича о работе на заводе «Союзпищепром». Мы тоже хотим там побывать и увидеть всё своими глазами. Знакомство с подсолнечным маслом ещё не закончились. Мы будем продолжать. Но из того, что мы проделали, мы узнали уже много интересного и с удовольствием поделимся нашими знаниями с другими детьми детского сада.
3. Определение перспектив дальнейшей деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию системы работы по техническому направлению в рамках инновационного проекта «Техномир: развитие без границ» с привлечением родительского сообщества и с учётом предприятий региона.
Итоговые мероприятия: 1. Презентация продуктов проекта в рамках итогового мероприятия Мастер-класс «Дети – детям» для старших и подготовительных групп МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»
2. Взаимодействие с носителями практического опыта. Организация мини-экскурсии на производство подсолнечного масла.