Папки-передвижки

Подпрограмма «Мой мир»

Ирина Цветкова
Подпрограмма «Мой мир»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

1 Актуальность подпрограммы.

2 Принципы построение программы.

3 Цель и задачи программы.

4 Целевая группа.

5 Механизм реализации программы.

6 Форма организации работы.

7 Ожидаемые результаты от реализации программы.

Актуальность подпрограммы

В современной педагогике часто используются понятия «эмоциональный комфорт детей», «социальная компетентность». Но программно-методическое обеспечение социального развития дошкольников не всегда отвечает потребностям практики.

Публикация «Подпрограмма „Мой мир“» размещена в разделах

Новизна программы и заключается в том, что с помощью практических занятий позволит раскрыть личность дошкольника и школьника, поможет ему осознать своё «я» в обществе, скорректировать, если нужно, его суждения и поступки в процессе бесед, игр и общения вне занятий.

Это как раз актуально в пред школьный период, когда идёт формирование характера ребёнка, налаживание контакта со сверстниками и взрослыми, становление духовно-нравственной сферы личности. Практические занятия, предлагаемые в программе, дадут возможность ребёнку прийти в школу уверенным и самостоятельным человеком.

Образовательно-воспитательная подпрограмма “Человек – непознанная вселенная” направлена:

- на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе,

- познание своего «Я» и окружающего мира,

- формирование представления о строении своего организма,

- развитие интереса к миру взрослых.

Программа разработана для детей 3-18 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями: в этом возрасте дети способны осознавать своё положение в обществе сверстников и взрослых, проявлять интерес к другим людям, способны сопереживать, сочувствовать, выполнять основные правила этического поведения. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность обучения. Речевое развитие предполагает наличие хорошего словарного запаса. Зрительно-пространственное восприятие хорошо развито и позволяет характеризовать пространственное положение предметов. Развитие зрительно-моторной координации позволяет координировать свои действия, но наблюдается слабое развитие моторики мелких мышц руки. Развитие слухо-моторной координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять ритмические движения. Произвольные внимание и память неустойчивы и во многом зависят от условий организации обучения и индивидуальных способностей.

Подпрограмма рассчитана на 6 месяцев.

Принципы построение подпрограммы

Основными принципами, положенными в основу подпрограммы являются :

- Принципы отбора содержания:

• Учёт возрастных психологических особенностей детей при отборе

содержания и методов воспитания и обучения.

• Сочетание современных достижений педагогики и психологии с

теоретическими и практическими достижениями прошлого.

• Уважение к личности каждого ребёнка.

• Обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.

- Принципы духовно-нравственного воспитания:

• Гуманистическая направленность - формирование отношения к себе

и людям.

• Природосообразность, основанная на научном понимании

естественных и социальных процессов.

• Культуросообразность, основанная на ценностях и нормах

общественной жизни.

- Принципы организации занятий:

• Наглядность, доступность и мера,

• Научность, систематичность и последовательность,

• Связь теории с практикой обучения и жизнью,

• Вариативный подход,

• Воспитание в процессе обучения,

• Сознательность и активность

Цель и задачи подпрограммы

Цель - получение знаний о человеке, которые позволяют ребёнку осознанно включаться в происходящие вокруг него процессы, уметь анализировать их и давать им оценку; успешно адаптироваться в незнакомом коллективе, понимать других людей, их чувства, переживания, поступки; ощущать себя личностью.

Задачи:

1. Образовательная; дать детям первоначальные знания о человеке, строении его организма, его эмоциональных состояниях, о жизни и многообразии людей на Земле.

2. Воспитательная: воспитывать свободную творческую личность,

обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям,

соблюдающую правила культуры поведения в обществе, проявляющую

толерантное отношение ко всем людям.

3. Развивающая: развивать познавательный интерес к себе, своему

организму, миру взрослых и окружающей действительности;

эстетические чувства, добротную нравственную основу.

Целевая группа

Подпрограмма предназначена для работы с несовершеннолетними социально-реабилитационных центрах в возрасте от 3 до 18 лет, а также с родителями несовершеннолетних или лицами их заменяющими.

Комплекс мероприятий осуществляемых в рамках подпрограммы, нацелен на решение определенных возрастных задач. По окончании курса социальной реабилитации дети обогатятся соответствующими возрасту знаниями и умениями.

Механизм реализации подпрограммы.

Для правильной организации и осуществления учебно-воспитательного

процесса имеется следующее обеспечение программы учебно-методическим материалом:

Дидактический и методический материалы:

- иллюстративный материал - картинки сказочных героев, изображения

людей разных профессий и различной расовой принадлежности, картинки с изображением предметов рукотворного мира;

-наглядно-демонстрационный материал - плакаты, глобус, географическая карта, фланелеграф;

- дидактический и раздаточный материал - печатные пособия, предметные

картинки, пиктограммы, цветные фишки, цветная и белая бумага, картон,

клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти;

игровой материал - мягкие игрушки, мячи, воздушные шары;

- учебно-методическая и справочная литература - сборники стихов, загадок, рассказов, сказок, сценарии игр, викторин, конкурсов, итоговых занятий, конспекты текущих занятий, образовательные журналы по дошкольному воспитанию.

Техническое оснащение:

-телевизор, видеоплеер, магнитофон, видеодиски, аудиозаписи;

Формы организации.

В процессе реализации подпрограммы используются разнообразные формы организации работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Групповые мероприятия лежат в основе деятельности воспитателя по ознакомлению с источниками опасности и мерами безопасного поведения. Особое внимание уделяется в процессе практикумов – практических отработок полученных теоритических знаний.

Групповые формы работы: - наглядный, практический, словесный, наблюдение.

А так же различные формы организации занятий - беседы, дидактические

игры, уроки-путешествия, уроки-превращения, викторины, выставки,

экскурсии, сказкотерапия, книготерапия, фильмотерапия, конкурсы, игры – инсценировки. Тренинги, тестирование.

Индивидуальные формы работы: рассказ, беседы, тренинг, анкетирование, тестирование, опрос, игра, практикум, книготерапия.

Ожидаемые результаты.

3-7 лет

- отличительные признаки людей от животных и растений (внешний вид);

- отличительные признаки людей друг от друга (возраст, рост, цвет волос, глаз, имена) и свои особенности;

- умение называть свои имя, фамилию, возраст;

- название и назначение внешних частей тела человека;

- представление о физических потребностях человека (спать, есть, пить, дышать и д. р.);

- умение в словестной форме выражать свои потребности;

- представление о настроении людей: радость, грусть, веселье, печаль, гнев, причинах их возникновение и способах выражения;

- представление о желаниях людей и собственных желаниях.

8-11 лет

- отличительные признаки людей от животных и растений (речь);

- отличительные признаки людей друг от друга (цвет кожи, национальность, наличие родного языка, местожительство) и свои особенности;

- представление о прозвищах людей, их позитивном и негативном влиянии на личность;

- умение обращаться к сверстникам по именам;

- знать свои полное и уменьшительно-ласкательные имена, дату рождения;

- представление о названии и назначении внутренних органов человека;

- представление об оценки человека окружающими людьми и самооценке;

- умение правильно воспринимать критику людей;

- представление о причинно-следственных связях настроений и поступков людей;

- представление о чувствах и переживаниях человека (любовь, ненависть, страх, стыд) о причинах их возникновениях;

- представление о задатках и способностях людей, способах их развития;

12-18 лет

- отличительные признаки людей от животных, растение (духовные потребности);

- толерантное отношение к людям иной национальности, вероисповедания;

- представление об успешном человеке;

- представление о возникновении и образовании отчеств и фамилий;

- знать свои имя и отчество;

- взаимосвязь функционирования внутренних и внешних органов человека;

- представление о взаимосвязи эмоциональных состояний человека с его действиями, речью, мимикой, пантомимой, интонацией голоса;

- умение ставить цели, планировать и достигать намеченных результатов, доводить начатое дело до конца;

- представление о чувствах и переживаниях человека (любовь, ненависть, страх, стыд, обида) причинах их возникновениях;

- представление о формах проявления чувств и способах нейтрализации негативных чувств;

- умение проявлять свои чувства социоприемлемыми способами.

Несовершеннолетние 3 -7 лет.

1 Что я знаю о себе? Игровое занятие формировать представление о себе как человеке, неповторимой личности, о внешних частях тела человека, их назначении, научить находить общее сходство и отличительные признаки с другими людьми, Воспитатель

2. Как устроен человек? Тематическая игра закреплять представление детей о частях тела; систематизировать знания о внутренних органах человека Воспитатель

3. Пять органов чувств

викторина Обобщать знания детей о функции органов, уточнить,для чего нужны органы чувств Воспитатель

4. Главная опора моего тела

Познавательно-исследовательское занятие Познакомить детей со строением и значением скелета и мышц, значением рук и ног при помощи игры и экспериментирования Воспитатель

5. Зоркие глазки занятие Дать детям элементарные знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека Воспитатель

6 Наши руки Комплексное занятие формировать представление детей о внешних органах своего организма- руках, о способах их функционирования Воспитатель

7 Знакомство с органами дыхания Исследовательская игра Познакомить детей с органами дыхания ; раскрыть детям значение органов дыхания в жизни человека ; Воспитатель

8. Познакомимся со своей кожей Познавательный час Дать сведения о коже человека, о её значении Воспитатель

9. Смотри во все глаза Комплексное занятие формировать представление детей о внешних органах своего организма - глазах, о способах их функционирования Воспитатель

10. Наши имена и фамилии занятие дать представление, что у каждого человека есть свое имя, фамилия, повышать уровень самооценки Воспитатель

11. Я единственный на планете Урок-практикум Сформировать представление о сходстве и различии между людьми; знакомство с понятием «жесты», «мимика», «интонация» Воспитатель

12. Я такой игротека Сформировать представление детей о разных ступенях развития человека, о том, что каждый человек имеет имя; о сходстве и различии в строении тела Воспитатель

13. Волшебные средства понимания Игротека Развитие у детей понимания и чувствования друг друга; развитие эмпатии Воспитатель

14. Правила на всю жизнь Комплексное занятие Закреплять правила общения, развивать умение совершенствовать черты своего характера Воспитатель

15. Наше настроение занятие развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей, развивать словарный запас в области слов и эмоций Воспитатель

16. Цирк игротека Учить детей самостоятельно выражать свои чувства, передавать характеры героев движениями, создавать эмоциональные образы Воспитатель

17. Взрослые и дети Тематический час Формировать представление об отличительных признаках взрослых и детей, вызвать желание подражать взрослым в достойном поведении Воспитатель

18. Что такое щедрость? Познавательный час Формирование у детей нравственно – целостной ориентации; воспитание доброжелательности Воспитатель

19. О лени и лентяях Занятие Обсудить проблему человеческой лени ; обучать способам преодоления собственной лени ;способствовать самопознанию и саморазвитию личности Воспитатель

20. Когда лень-всё идёт через пень Познавательная игра обучать детей доверительному общению с окружающими Воспитатель

21. Ложь и правда Сказкотерапия научить детей изображать и анализировать поведение персонажей, развивать чувство эмпатии, волевые процессы Воспитатель

22. Жадность губит человека Занятие-диспут Способствовать формированию нравственной культуры, формировать потребность преодолевать в себе негативные качества характера, развивать умение анализировать свои поступки Воспитатель

23. Жадность Сказкотерапия Показать на примерах литературных героев, как жадность мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными; профилактика возникновения и развития отрицательных качеств личности Воспитатель

24. Машина шутка театрализация воспитание положительных качеств личности ; научить детей изображать и анализировать поведение персонажей, развивать чувство эмпатии, волевые процессы Воспитатель

25. Дерево дружбы Аппликация формировать интерес и положительное отношение к аппликации воспитатель

26. Забота о себе и других Практикум формирование и развитие в детях заботливого отношения к себе, к своим близким и родным, друзьям и знакомым воспитатель

Несовершеннолетние 8 – 11 лет.

№ п/п Название мероприятия Форма работы Цель Ответственный

1 Что я знаю о себе? занятие Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность Воспитатель

2 Мы такие разные Познавательный час Способствовать изучению индивидуальных способностей детей, их интересов, формировать ценностные отношения к жизни, к людям, к себе Воспитатель

3 Представление о человеке, как о целостной системе, его внешнее строение.. Этапы развития

Исследовательский час Познакомить детей с тем, как устроен наш организм, учить различать понятия «часть тела» и «орган» Воспитатель

4 Красивые руки и глаза диспут Способствовать саморазвитию и самопознанию личности Воспитатель

5. Мой ум Занятие Показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желания развивать свой ум с раннего детства Воспитатель

6. Полон хлебец белых овец

Информационный урок Дать представления о строении и значении зубов Воспитатель

7. Каждый имеет своё имя

Книготерапия Формирования позитивного отношения ребёнка к своему «я» Воспитатель

8. Что означает ваша фамилия? Занятие

Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к семье, предкам ; содействовать становлению коллектива, активизировать познавательную активность детей

воспитатель

9. Вот я такой Занятие-самообследование

Формировать навыки самоонализа

воспитатель

10. Как понять друг друга Комплексное занятие Учить детей понимать друг друга по мимике, жестам, интонации, походке; развивать способность лучше ориентироваться в различных ситуациях общения Воспитатель

11. Внешность и эмоции

Комплексное занятие Развивать умение по внешним признакам, голосу определять окружающих ; способствовать общению невербальными способами Воспитатель

12. Ассоциации

Игра-тренинг

Развитие интереса к себе; творческое самовыражение

воспитатель

13. Наше настроение Игротека Обогащать представление о себе, развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей; развивать коммуникативные навыки Воспитатель

14. Для чего я родился и рос? Книготерапия

Содействовать детям в переосмыслении и жизненных ценности; способствовать саморазвитию и самосознанию личности Воспитатель

15 Человека красят добрые дела занятие Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи Воспитатель

16 Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта» Игровое занятие Раскрыть детям понятие «доброта»,закреплять коммуникативные навыки

17 Дорогой доброты и терпения Тематический час Разделить в представлении детей понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла Воспитатель

18 Красива ложь, да от правды не уйдёшь

занятие развивать умственные способности; способствовать самопознанию и саморазвитию личности Воспитатель

19 Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Тематический час; развитие памяти; формировать у детей нравственные ценностные ориентации Воспитатель

20 Добрые и злые дела. Милосердие Познавательный час Формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося закреплять правила общения, развивать умение совершенствовать черты своего характера Воспитатель

21. Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой занятие развивать способность к самопознанию и саморазвитию личности; Воспитатель

22. Будь непримирим к грубости и чёрствости, не будь равнодушным тренинг развивать способность к самопознанию и саморазвитию личности; воспитание активной жизненной позиции, единство слова и дела воспитатель

23. Иерархия ценностей Тематическая игра Научиться выявлять в себе и других индивидуальные, особые и неповторимые качества воспитатель

24. Правила на всю жизнь Комплексное занятие развивать способность к самопознанию и самосовершенствованию личности; закреплять правила общения; развивать умение совершенствовать черты своего характера воспитатель

25. Деревья- характеры Игровое занятие

Помощь детям в раскрытии их “Я”; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение воспитатель

26. Королевский дворец

Инсценирование Повышение самооценки;

Гармонизация эмоционального состояния; воспитатель

Несовершеннолетние 12-18 лет.

№ п/п Название мероприятия Форма работы Цель Ответственный

1. Представление о себе

занятие развивать способность к самопознанию, формировать позитивный образ «Я» Воспитатель

2. В чём я похож на других? Практикум создание благоприятных условий для эмоционального объединения воспитанников; формировать осознания ценности и уникальности личности каждого человека Воспитатель

3. Все мы разные Тематический час Помочь осознанию неодинаковости людей, создать условия для формирования толерантного отношения к людям Воспитатель

4. Что значат наши имена? Информационное занятие Расширить знания детей об именах,их предназначении и значении Воспитатель

5. Развивай свою память занятие развивать способность к самопознанию; в доступной форме дать понятие о видах памяти, её свойствах Воспитатель

6. Как избавиться от кличек? Игра-тренинг Показать, как люди берегут своё имя, фамилию; учить не реагировать на обидные слова Воспитатель

7. Всё в твоих руках

занятие развивать умственные способности, формировать навыки принятия решения Воспитатель

8. Я человек, но какой?

Час познаний Дать детям возможность лучше осознать свои положительные и отрицательные черты характера Воспитатель

9. Я- уникальный Комплексное занятие Формировать у детей навыки самопознания и осознания своей неповторимости и значимости себя как уникальной личности Воспитатель

10. Я и моя самооценка Занятие-практикум дать представление о самооценке человека, продолжать развивать навыки самоанализа, самооценки Воспитатель

11. Мои положительные качества диспут Сформировать чувство уверенности в себе, повысить самооценку Воспитатель

12. Что такое ответственность? Исследовательское занятие формировать навыки самопознания тайны своего «Я»; на основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера Воспитатель

13. Уверенное и неуверенное поведение Упражнения-ситуации повышение самоуважения, формирование представлений о чувстве уверенности и неуверенности в себе Воспитатель

14. Каков я – дело моих рук Занятие Раскрыть перед детьми значение самопознания и саморазвития в формировании личности ;раскрыть качества, разрушающие личность ; способствовать привитию стремления саморазвиваться, самосовершенствоваться Воспитатель

15. Воспитай себя Занятие - тренинг Содействовать формированию правильной самооценки Воспитатель

16. Кто лидер? Игротека сформировать чувство уверенности в себе; определить лидера в группе; способствовать сплочению коллектива Воспитатель

17. Чтобы всё в моей жизни было не зря … Комплексное занятие развивать способность к самопознанию и саморазвитию; способствовать пониманию значения саморазвития и самосовершенствования в жизни человека Воспитатель

18. Роль волевых качеств характера человека его жизни упражнения воспитывать уверенность в себе, умение перевоплощаться Воспитатель

19. Конфликтный ли вы человек? тест развитие умения изучать «я»-концепцию; формирование умения проявлять качества, необходимые для межличностного общения воспитатель

20. Человек отражается в своих поступках Практикум формирование положительного образа «Я»; развивать умение лучше понимать чувства людей, мотивы их поведения Воспитатель

21. Человеческие ценности Информационный час Способствовать процессу самосознания личности детей Воспитатель

22. Бескорыстие и великодушие книготерапия помочь детям задуматься над своими личностными качествами, чертами характера Воспитатель

23. Выявление жизненной ориентации личности на себя, на коллектив, на задачу тест ознакомление с формами выражения эмоционального состояния, поведения; обучение умению выражать эмоциональные состояния ; выявить личную жизненную ориентацию Воспитатель

24. Счастье там, где любят нас, где верят нам Тематический урок Раскрыть перед детьми различные трактовки понятия «счастья» Воспитатель

25. Правда и ложь Игровое занятие отработать навыки сопротивления групповому давлению, развитие способности преодолевать барьер сопротивления ; раскрыть понятия «правда» и «ложь» Воспитатель

26. Добру откроются сердца Познавательный час обучать детей доверительному общению с окружающими ; раскрыть этическое понятие «доброта», формировать представления о категориях добра и зла Воспитатель

27. Счастливым быть Анкетирование дать представление о самооценке человека воспитатель

Автор публикации:
Подпрограмма «Мой мир»
Опубликовано: 18 января 2016 в 16:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подпрограмма «Мой мир»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Цветкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД