Ирина Цветкова
Подпрограмма «Мой мир»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1 Актуальность подпрограммы.
2 Принципы построение программы.
3 Цель и задачи программы.
4 Целевая группа.
5 Механизм реализации программы.
6 Форма организации работы.
7 Ожидаемые результаты от реализации программы.
Актуальность подпрограммы
В современной педагогике часто используются понятия «эмоциональный комфорт детей», «социальная компетентность». Но программно-методическое обеспечение социального развития дошкольников не всегда отвечает потребностям практики.
Публикация «Подпрограмма „Мой мир“» размещена в разделах
Новизна программы и заключается в том, что с помощью практических занятий позволит раскрыть личность дошкольника и школьника, поможет ему осознать своё «я» в обществе, скорректировать, если нужно, его суждения и поступки в процессе бесед, игр и общения вне занятий.
Это как раз актуально в пред школьный период, когда идёт формирование характера ребёнка, налаживание контакта со сверстниками и взрослыми, становление духовно-нравственной сферы личности. Практические занятия, предлагаемые в программе, дадут возможность ребёнку прийти в школу уверенным и самостоятельным человеком.
Образовательно-воспитательная подпрограмма “Человек – непознанная вселенная” направлена:
- на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе,
- познание своего «Я» и окружающего мира,
- формирование представления о строении своего организма,
- развитие интереса к миру взрослых.
Программа разработана для детей 3-18 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями: в этом возрасте дети способны осознавать своё положение в обществе сверстников и взрослых, проявлять интерес к другим людям, способны сопереживать, сочувствовать, выполнять основные правила этического поведения. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность обучения. Речевое развитие предполагает наличие хорошего словарного запаса. Зрительно-пространственное восприятие хорошо развито и позволяет характеризовать пространственное положение предметов. Развитие зрительно-моторной координации позволяет координировать свои действия, но наблюдается слабое развитие моторики мелких мышц руки. Развитие слухо-моторной координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять ритмические движения. Произвольные внимание и память неустойчивы и во многом зависят от условий организации обучения и индивидуальных способностей.
Подпрограмма рассчитана на 6 месяцев.
Принципы построение подпрограммы
Основными принципами, положенными в основу подпрограммы являются :
- Принципы отбора содержания:
• Учёт возрастных психологических особенностей детей при отборе
содержания и методов воспитания и обучения.
• Сочетание современных достижений педагогики и психологии с
теоретическими и практическими достижениями прошлого.
• Уважение к личности каждого ребёнка.
• Обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
- Принципы духовно-нравственного воспитания:
• Гуманистическая направленность - формирование отношения к себе
и людям.
• Природосообразность, основанная на научном понимании
естественных и социальных процессов.
• Культуросообразность, основанная на ценностях и нормах
общественной жизни.
- Принципы организации занятий:
• Наглядность, доступность и мера,
• Научность, систематичность и последовательность,
• Связь теории с практикой обучения и жизнью,
• Вариативный подход,
• Воспитание в процессе обучения,
• Сознательность и активность
Цель и задачи подпрограммы
Цель - получение знаний о человеке, которые позволяют ребёнку осознанно включаться в происходящие вокруг него процессы, уметь анализировать их и давать им оценку; успешно адаптироваться в незнакомом коллективе, понимать других людей, их чувства, переживания, поступки; ощущать себя личностью.
Задачи:
1. Образовательная; дать детям первоначальные знания о человеке, строении его организма, его эмоциональных состояниях, о жизни и многообразии людей на Земле.
2. Воспитательная: воспитывать свободную творческую личность,
обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям,
соблюдающую правила культуры поведения в обществе, проявляющую
толерантное отношение ко всем людям.
3. Развивающая: развивать познавательный интерес к себе, своему
организму, миру взрослых и окружающей действительности;
эстетические чувства, добротную нравственную основу.
Целевая группа
Подпрограмма предназначена для работы с несовершеннолетними социально-реабилитационных центрах в возрасте от 3 до 18 лет, а также с родителями несовершеннолетних или лицами их заменяющими.
Комплекс мероприятий осуществляемых в рамках подпрограммы, нацелен на решение определенных возрастных задач. По окончании курса социальной реабилитации дети обогатятся соответствующими возрасту знаниями и умениями.
Механизм реализации подпрограммы.
Для правильной организации и осуществления учебно-воспитательного
процесса имеется следующее обеспечение программы учебно-методическим материалом:
Дидактический и методический материалы:
- иллюстративный материал - картинки сказочных героев, изображения
людей разных профессий и различной расовой принадлежности, картинки с изображением предметов рукотворного мира;
-наглядно-демонстрационный материал - плакаты, глобус, географическая карта, фланелеграф;
- дидактический и раздаточный материал - печатные пособия, предметные
картинки, пиктограммы, цветные фишки, цветная и белая бумага, картон,
клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти;
игровой материал - мягкие игрушки, мячи, воздушные шары;
- учебно-методическая и справочная литература - сборники стихов, загадок, рассказов, сказок, сценарии игр, викторин, конкурсов, итоговых занятий, конспекты текущих занятий, образовательные журналы по дошкольному воспитанию.
Техническое оснащение:
-телевизор, видеоплеер, магнитофон, видеодиски, аудиозаписи;
Формы организации.
В процессе реализации подпрограммы используются разнообразные формы организации работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Групповые мероприятия лежат в основе деятельности воспитателя по ознакомлению с источниками опасности и мерами безопасного поведения. Особое внимание уделяется в процессе практикумов – практических отработок полученных теоритических знаний.
Групповые формы работы: - наглядный, практический, словесный, наблюдение.
А так же различные формы организации занятий - беседы, дидактические
игры, уроки-путешествия, уроки-превращения, викторины, выставки,
экскурсии, сказкотерапия, книготерапия, фильмотерапия, конкурсы, игры – инсценировки. Тренинги, тестирование.
Индивидуальные формы работы: рассказ, беседы, тренинг, анкетирование, тестирование, опрос, игра, практикум, книготерапия.
Ожидаемые результаты.
3-7 лет
- отличительные признаки людей от животных и растений (внешний вид);
- отличительные признаки людей друг от друга (возраст, рост, цвет волос, глаз, имена) и свои особенности;
- умение называть свои имя, фамилию, возраст;
- название и назначение внешних частей тела человека;
- представление о физических потребностях человека (спать, есть, пить, дышать и д. р.);
- умение в словестной форме выражать свои потребности;
- представление о настроении людей: радость, грусть, веселье, печаль, гнев, причинах их возникновение и способах выражения;
- представление о желаниях людей и собственных желаниях.
8-11 лет
- отличительные признаки людей от животных и растений (речь);
- отличительные признаки людей друг от друга (цвет кожи, национальность, наличие родного языка, местожительство) и свои особенности;
- представление о прозвищах людей, их позитивном и негативном влиянии на личность;
- умение обращаться к сверстникам по именам;
- знать свои полное и уменьшительно-ласкательные имена, дату рождения;
- представление о названии и назначении внутренних органов человека;
- представление об оценки человека окружающими людьми и самооценке;
- умение правильно воспринимать критику людей;
- представление о причинно-следственных связях настроений и поступков людей;
- представление о чувствах и переживаниях человека (любовь, ненависть, страх, стыд) о причинах их возникновениях;
- представление о задатках и способностях людей, способах их развития;
12-18 лет
- отличительные признаки людей от животных, растение (духовные потребности);
- толерантное отношение к людям иной национальности, вероисповедания;
- представление об успешном человеке;
- представление о возникновении и образовании отчеств и фамилий;
- знать свои имя и отчество;
- взаимосвязь функционирования внутренних и внешних органов человека;
- представление о взаимосвязи эмоциональных состояний человека с его действиями, речью, мимикой, пантомимой, интонацией голоса;
- умение ставить цели, планировать и достигать намеченных результатов, доводить начатое дело до конца;
- представление о чувствах и переживаниях человека (любовь, ненависть, страх, стыд, обида) причинах их возникновениях;
- представление о формах проявления чувств и способах нейтрализации негативных чувств;
- умение проявлять свои чувства социоприемлемыми способами.
Несовершеннолетние 3 -7 лет.
1 Что я знаю о себе? Игровое занятие формировать представление о себе как человеке, неповторимой личности, о внешних частях тела человека, их назначении, научить находить общее сходство и отличительные признаки с другими людьми, Воспитатель
2. Как устроен человек? Тематическая игра закреплять представление детей о частях тела; систематизировать знания о внутренних органах человека Воспитатель
3. Пять органов чувств
викторина Обобщать знания детей о функции органов, уточнить,для чего нужны органы чувств Воспитатель
4. Главная опора моего тела
Познавательно-исследовательское занятие Познакомить детей со строением и значением скелета и мышц, значением рук и ног при помощи игры и экспериментирования Воспитатель
5. Зоркие глазки занятие Дать детям элементарные знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека Воспитатель
6 Наши руки Комплексное занятие формировать представление детей о внешних органах своего организма- руках, о способах их функционирования Воспитатель
7 Знакомство с органами дыхания Исследовательская игра Познакомить детей с органами дыхания ; раскрыть детям значение органов дыхания в жизни человека ; Воспитатель
8. Познакомимся со своей кожей Познавательный час Дать сведения о коже человека, о её значении Воспитатель
9. Смотри во все глаза Комплексное занятие формировать представление детей о внешних органах своего организма - глазах, о способах их функционирования Воспитатель
10. Наши имена и фамилии занятие дать представление, что у каждого человека есть свое имя, фамилия, повышать уровень самооценки Воспитатель
11. Я единственный на планете Урок-практикум Сформировать представление о сходстве и различии между людьми; знакомство с понятием «жесты», «мимика», «интонация» Воспитатель
12. Я такой игротека Сформировать представление детей о разных ступенях развития человека, о том, что каждый человек имеет имя; о сходстве и различии в строении тела Воспитатель
13. Волшебные средства понимания Игротека Развитие у детей понимания и чувствования друг друга; развитие эмпатии Воспитатель
14. Правила на всю жизнь Комплексное занятие Закреплять правила общения, развивать умение совершенствовать черты своего характера Воспитатель
15. Наше настроение занятие развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей, развивать словарный запас в области слов и эмоций Воспитатель
16. Цирк игротека Учить детей самостоятельно выражать свои чувства, передавать характеры героев движениями, создавать эмоциональные образы Воспитатель
17. Взрослые и дети Тематический час Формировать представление об отличительных признаках взрослых и детей, вызвать желание подражать взрослым в достойном поведении Воспитатель
18. Что такое щедрость? Познавательный час Формирование у детей нравственно – целостной ориентации; воспитание доброжелательности Воспитатель
19. О лени и лентяях Занятие Обсудить проблему человеческой лени ; обучать способам преодоления собственной лени ;способствовать самопознанию и саморазвитию личности Воспитатель
20. Когда лень-всё идёт через пень Познавательная игра обучать детей доверительному общению с окружающими Воспитатель
21. Ложь и правда Сказкотерапия научить детей изображать и анализировать поведение персонажей, развивать чувство эмпатии, волевые процессы Воспитатель
22. Жадность губит человека Занятие-диспут Способствовать формированию нравственной культуры, формировать потребность преодолевать в себе негативные качества характера, развивать умение анализировать свои поступки Воспитатель
23. Жадность Сказкотерапия Показать на примерах литературных героев, как жадность мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными; профилактика возникновения и развития отрицательных качеств личности Воспитатель
24. Машина шутка театрализация воспитание положительных качеств личности ; научить детей изображать и анализировать поведение персонажей, развивать чувство эмпатии, волевые процессы Воспитатель
25. Дерево дружбы Аппликация формировать интерес и положительное отношение к аппликации воспитатель
26. Забота о себе и других Практикум формирование и развитие в детях заботливого отношения к себе, к своим близким и родным, друзьям и знакомым воспитатель
Несовершеннолетние 8 – 11 лет.
№ п/п Название мероприятия Форма работы Цель Ответственный
1 Что я знаю о себе? занятие Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность Воспитатель
2 Мы такие разные Познавательный час Способствовать изучению индивидуальных способностей детей, их интересов, формировать ценностные отношения к жизни, к людям, к себе Воспитатель
3 Представление о человеке, как о целостной системе, его внешнее строение.. Этапы развития
Исследовательский час Познакомить детей с тем, как устроен наш организм, учить различать понятия «часть тела» и «орган» Воспитатель
4 Красивые руки и глаза диспут Способствовать саморазвитию и самопознанию личности Воспитатель
5. Мой ум Занятие Показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желания развивать свой ум с раннего детства Воспитатель
6. Полон хлебец белых овец
Информационный урок Дать представления о строении и значении зубов Воспитатель
7. Каждый имеет своё имя
Книготерапия Формирования позитивного отношения ребёнка к своему «я» Воспитатель
8. Что означает ваша фамилия? Занятие
Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к семье, предкам ; содействовать становлению коллектива, активизировать познавательную активность детей
воспитатель
9. Вот я такой Занятие-самообследование
Формировать навыки самоонализа
воспитатель
10. Как понять друг друга Комплексное занятие Учить детей понимать друг друга по мимике, жестам, интонации, походке; развивать способность лучше ориентироваться в различных ситуациях общения Воспитатель
11. Внешность и эмоции
Комплексное занятие Развивать умение по внешним признакам, голосу определять окружающих ; способствовать общению невербальными способами Воспитатель
12. Ассоциации
Игра-тренинг
Развитие интереса к себе; творческое самовыражение
воспитатель
13. Наше настроение Игротека Обогащать представление о себе, развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей; развивать коммуникативные навыки Воспитатель
14. Для чего я родился и рос? Книготерапия
Содействовать детям в переосмыслении и жизненных ценности; способствовать саморазвитию и самосознанию личности Воспитатель
15 Человека красят добрые дела занятие Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи Воспитатель
16 Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта» Игровое занятие Раскрыть детям понятие «доброта»,закреплять коммуникативные навыки
17 Дорогой доброты и терпения Тематический час Разделить в представлении детей понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла Воспитатель
18 Красива ложь, да от правды не уйдёшь
занятие развивать умственные способности; способствовать самопознанию и саморазвитию личности Воспитатель
19 Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Тематический час; развитие памяти; формировать у детей нравственные ценностные ориентации Воспитатель
20 Добрые и злые дела. Милосердие Познавательный час Формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося закреплять правила общения, развивать умение совершенствовать черты своего характера Воспитатель
21. Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой занятие развивать способность к самопознанию и саморазвитию личности; Воспитатель
22. Будь непримирим к грубости и чёрствости, не будь равнодушным тренинг развивать способность к самопознанию и саморазвитию личности; воспитание активной жизненной позиции, единство слова и дела воспитатель
23. Иерархия ценностей Тематическая игра Научиться выявлять в себе и других индивидуальные, особые и неповторимые качества воспитатель
24. Правила на всю жизнь Комплексное занятие развивать способность к самопознанию и самосовершенствованию личности; закреплять правила общения; развивать умение совершенствовать черты своего характера воспитатель
25. Деревья- характеры Игровое занятие
Помощь детям в раскрытии их “Я”; формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение воспитатель
26. Королевский дворец
Инсценирование Повышение самооценки;
Гармонизация эмоционального состояния; воспитатель
Несовершеннолетние 12-18 лет.
№ п/п Название мероприятия Форма работы Цель Ответственный
1. Представление о себе
занятие развивать способность к самопознанию, формировать позитивный образ «Я» Воспитатель
2. В чём я похож на других? Практикум создание благоприятных условий для эмоционального объединения воспитанников; формировать осознания ценности и уникальности личности каждого человека Воспитатель
3. Все мы разные Тематический час Помочь осознанию неодинаковости людей, создать условия для формирования толерантного отношения к людям Воспитатель
4. Что значат наши имена? Информационное занятие Расширить знания детей об именах,их предназначении и значении Воспитатель
5. Развивай свою память занятие развивать способность к самопознанию; в доступной форме дать понятие о видах памяти, её свойствах Воспитатель
6. Как избавиться от кличек? Игра-тренинг Показать, как люди берегут своё имя, фамилию; учить не реагировать на обидные слова Воспитатель
7. Всё в твоих руках
занятие развивать умственные способности, формировать навыки принятия решения Воспитатель
8. Я человек, но какой?
Час познаний Дать детям возможность лучше осознать свои положительные и отрицательные черты характера Воспитатель
9. Я- уникальный Комплексное занятие Формировать у детей навыки самопознания и осознания своей неповторимости и значимости себя как уникальной личности Воспитатель
10. Я и моя самооценка Занятие-практикум дать представление о самооценке человека, продолжать развивать навыки самоанализа, самооценки Воспитатель
11. Мои положительные качества диспут Сформировать чувство уверенности в себе, повысить самооценку Воспитатель
12. Что такое ответственность? Исследовательское занятие формировать навыки самопознания тайны своего «Я»; на основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера Воспитатель
13. Уверенное и неуверенное поведение Упражнения-ситуации повышение самоуважения, формирование представлений о чувстве уверенности и неуверенности в себе Воспитатель
14. Каков я – дело моих рук Занятие Раскрыть перед детьми значение самопознания и саморазвития в формировании личности ;раскрыть качества, разрушающие личность ; способствовать привитию стремления саморазвиваться, самосовершенствоваться Воспитатель
15. Воспитай себя Занятие - тренинг Содействовать формированию правильной самооценки Воспитатель
16. Кто лидер? Игротека сформировать чувство уверенности в себе; определить лидера в группе; способствовать сплочению коллектива Воспитатель
17. Чтобы всё в моей жизни было не зря … Комплексное занятие развивать способность к самопознанию и саморазвитию; способствовать пониманию значения саморазвития и самосовершенствования в жизни человека Воспитатель
18. Роль волевых качеств характера человека его жизни упражнения воспитывать уверенность в себе, умение перевоплощаться Воспитатель
19. Конфликтный ли вы человек? тест развитие умения изучать «я»-концепцию; формирование умения проявлять качества, необходимые для межличностного общения воспитатель
20. Человек отражается в своих поступках Практикум формирование положительного образа «Я»; развивать умение лучше понимать чувства людей, мотивы их поведения Воспитатель
21. Человеческие ценности Информационный час Способствовать процессу самосознания личности детей Воспитатель
22. Бескорыстие и великодушие книготерапия помочь детям задуматься над своими личностными качествами, чертами характера Воспитатель
23. Выявление жизненной ориентации личности на себя, на коллектив, на задачу тест ознакомление с формами выражения эмоционального состояния, поведения; обучение умению выражать эмоциональные состояния ; выявить личную жизненную ориентацию Воспитатель
24. Счастье там, где любят нас, где верят нам Тематический урок Раскрыть перед детьми различные трактовки понятия «счастья» Воспитатель
25. Правда и ложь Игровое занятие отработать навыки сопротивления групповому давлению, развитие способности преодолевать барьер сопротивления ; раскрыть понятия «правда» и «ложь» Воспитатель
26. Добру откроются сердца Познавательный час обучать детей доверительному общению с окружающими ; раскрыть этическое понятие «доброта», формировать представления о категориях добра и зла Воспитатель
27. Счастливым быть Анкетирование дать представление о самооценке человека воспитатель