Виктория Лихачева
Подходы к установлению контакта педагогов с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для эффективного взаимодействия с родителями детей с ОВЗ воспитателю в первую очередь необходимо знать об эмоциональном состоянии семьи. Педагогам приходится иметь дело со взрослыми, которые находятся на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с нарушениями.
В этом случае самым простым и эффективным способом является беседа. Пригласите одного или обоих родителей на короткую индивидуальную беседу. Необходимо узнать, насколько члены семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с персоналом образовательного учреждения.
Публикация «Подходы к установлению контакта педагогов с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
Следующим важным шагом является привлечение родителей к образовательному процессу ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании ребёнка. Необходимо убедить членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их ребёнок, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Основной формой работы в данном направлении является организация совместной деятельности родителей с ребёнком. Родители должны участвовать в проектах, конкурсах, концертах. Необходимо давать родителям домашние задания, инструкцию к ним. Все знания, полученные на занятиях в саду, должны закрепляться в домашней обстановке и на прогулке.
Важно рассказывать родителям об успехах их ребенка. Если маме, папе каждый вечер говорят только о том, какой их ребенок плохой, как он кричал, дрался общение с воспитателем становится для них мучением. Отсюда агрессия или желание поскорее уйти. Если же сначала похвалить ребенка, а только потом аккуратно перейти к разговору о проблемах, конструктивного общения будет гораздо больше – родители перестанут видеть в педагоге врага и начнут прислушиваться к его советам.
Педагог показывает родителям ежедневные маленькие, но очень важные для ребенка достижения:
- Успехи детей могут быть представлены в виде выставки поделок в конце дня;
- Важно выделить несколько минут вечером, чтобы похвалить ребёнка перед родителем и вкратце рассказать, как прошел день, какое настроение преобладало, что у него получилось за этот день;
- В течение дня можно снимать короткие видеофрагменты, где будет показано, чем ребёнок занимается, что у него получается, и отправлять маме. Например танцует на музыкальном занятии или рисует на изо;
Следующий шаг характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога.