Наталья Рычкова
Подготовка руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей. Постепенно развиваясь, ребенок переходит к схематическому изображению.
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику, отметили стимулирующее значении функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это подтверждают и исследования таких ученых, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. М. Кольцовой. А если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Темочки:
В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к школьному обучению. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда: рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие занятия. В. М. Лыков (1974) и др, исследовавшие проблему обучения письму, рекомендуют на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Они выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Ведь письмо - это базовый навык, то есть навык, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший его во время, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – сложный координированный навык, требующий сложенной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Поэтому видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребёнка, в дошкольный период.
С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребёнка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития,
С другой - готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребёнка к обучению в школе.
А подготовка детей 5 – 7 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы I класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Анализ наблюдения за детьми старшей группы в начале года на занятиях и в повседневной жизни показал, что у многих детей плохо развита мелкая моторика: детям сложно шнуровать свою обувь, они неуверенно держат карандаш, закрашивая рисунок, выезжают за края, у этих детей не все звуки звучат правильно.
Для работы над данной проблемой мы взяли за основу книгу петербуржского логопеда О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь». Она соответствует лексическим темам, изучаемым в детском саду. Программа для старшего возраста представлена в виде:
• Пальчиковых игр
• Логопедических раскрасок
• Заданий на штриховку и дорисовку
• Упражнений на развитие речи
Работая по программе, необходимо не только выполнять пальчиковые игры с детьми и раскрашивать раскраски, но и обязательно проделывать с ребёнком все грамматические задания, ведь система грамматических представлений ребёнка может быть ещё не до конца сформирована.
В процессе работы нужно исправлять его ошибки; давать образцы правильной речи и ни в коем случае не высмеивать.
Для эффективной работы по программе необходимы условия: систематическое проведение занятий, размещение упражнений и заданий в порядке нарастающей сложности; доступность материалов для самостоятельной деятельности.
Занимаясь с детьми, мы видим огромный интерес к данной деятельности у детей. Дети с желанием занимаются и пальчиковой гимнастикой и речевыми упражнениями. А в вечернее время очень любят раскрашивать животных.
Но следует отметить, что успех работы по данной теме во многом зависит от стремления родителей помочь своему ребенку, умению поддержать его. В работе с родителями используются следующие формы работы: открытые занятия по теме «Овощи» в начале года; «Зимние забавы. Новый год» в середине года.
Итогом работы в конце учебного года планируется выставка работ – раскрасок «Животные за кустом» и пальчиковый театр «На полянке».
В следующем учебном году в подготовительной группе детского сада мы продолжим работу с этими детьми. Но задания будут усложнены:
• «Продолжи ряд» (тренировка чувства ритма)
• «Срисуй по клеточкам» (тренировка зрительного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве)
• «Дорисуй половинку» (умение различать лево и право; строить симметричный рисунок)
• «Раскрась только» (зрительное восприятие)
• «Составь слово из первых (или последних) звуков слов» (фонематический слух)
• и другие
Чтобы задания приносили детям радость, мы их разнообразили, с помощью рисования пальчиками на манной крупе и выкладывания разнообразных фигурок из счетных палочек.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ребенка, но и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития. А также готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Таким образом, использование системы работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами работы эффективно способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, а также психических процессов.