МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Подготовка дошкольников к обучению письму»

Светлана Степанюк
Консультация для педагогов «Подготовка дошкольников к обучению письму»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

Письмо – это не просто умение выводить буквы на бумаге. Это сложный процесс, в котором активно участвуют многие центры головного мозга: зрение хранит графические образы букв и слов и отвечает за воспроизведение, слух фиксирует звуковые характеристики, моторные отделы контролируют движения руками и т. д. Именно поэтому навык письма считается одним из самых трудных для овладения и формируется не один год.

Подготовка к обучению письму включает в себя четыре основных направления. У каждого направления свои задачи.

• Развитие руки.

Сформировать правильный захват орудия письма.

Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Развивать мелкую моторику руки.

• Подготовка к технике письма.

Развивать пространственную ориентировку.

Воспитывать чувство ритма в движении.

• Упражнение в аналитико-синтетической деятельности.

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Психологи рекомендуют учить ребёнка писать печатные буквы с пяти-шести лет. В этом возрасте у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память.

Подготовка руки к письму.

• Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

• Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

• У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.

Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Избежать многих трудностей поможет подготовительная работа.

На овладение навыком письма влияют:

• общее физическое развитие ребенка (физическая подготовка, состояние мышц, осанка, выносливость);

• уровень развития моторики – как крупной (координация движений, способность удерживать равновесие, так и мелкой (способность управлять пальцами рук);

• умение ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую стороны предметов, верх и низ, расположение в центре или в углу, сбоку).

Физическому развитию дошкольника способствуют активные игры на улице, прыжки на батуте, катание на самокате, велосипеде, санках и коньках и т. д. А вот чтобы укротить непослушные пальчики, потребуются дополнительные занятия.

Создать базу для обучения помогут:

• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.

• Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.

• Массаж кистей рук и пальцев.

• Графические упражнения. Штриховка.

Средства развития мелкой моторики

• Вырезание ножницами.

• Пальчиковая гимнастика

• Рисование и раскрашивание.

• Игры с пластилином.

• Игры с конструкторами и мозаикой.

• Игры с веревочкой, шнуровки.

Начинать тренировки можно с трехлетнего возраста.

Написание даже самого простого слова – это трудоемкий процесс, который складывается из множества составляющих: способности сосредотачиваться, правильно артикулировать слово и правильно воспринимать его на слух, умения соотносить звуки с соответствующими буквами, знания графических образов букв, особенности их пространственной ориентации (например, «хвостики» у строчных букв Д и Б, у цифр 6 и 9, умения координировать движения руки и контролировать свои действия.

Согласно данным физиологических исследований, нервная система ребенка и его мышцы достигают необходимого для письма уровня развития только к 7 годам. До этого возраста организм постепенно готовится к ответственному моменту, а дошкольный период называют ориентировочной стадией развития письма.

Специалисты выделяют три стороны формирования навыка письма:

• фонематическую – умение распознавать звуки, из которых состоит слово, и соотносить их с буквами, с помощью которых их можно зафиксировать на бумаге;

• графическую – умение правильно писать буквы, знаки, цифры;

• техническую – умение пользоваться ручкой, карандашом и другими приспособлениями.

Навык письма вырабатывается в три этапа:

• первый – аналитический. Перед ребенком стоит задача вычленить, проанализировать и овладеть отдельными элементами действия (понять, как удобнее держать ручку, с какой силой нужно на нее нажимать, чтобы на бумаге появились буквы и т. д.).

• второй – синтетический. Отдельные элементы (манипуляции) объединяются в одно сложное действие, каждый шаг обдумывается и контролируется.

• третий – этап автоматизации. Ребенку уже не приходится задумываться, как написать ту или иную букву, как соединить буквы в слово, как их расположить на строчках. Его движения становятся более плавными, уверенными, быстрыми, не требуют больших усилий.

3 этапа обучения письму

В процессе обучения детей письму выделяют подготовительный этап, этап печатных букв и этап обучения непосредственно письму.

На подготовительном этапе ребенок должен научиться:

• правильно сидеть за столом (не сутулиться, ноги ставить ровно на пол, не зависать в нескольких сантиметрах от тетради);

• правильно держать карандаш или ручку (располагать пишущий инструмент на среднем пальце, не зажимать в кулаке или в щепоти, следить, чтобы конец смотрел в правое плечо);

• правильно класть тетрадь (чтобы уголок «смотрел» в середину живота);

• ориентироваться, где какая сторона тетрадного листа;

• без усилий фокусироваться на каком-то занятии.

Эти нехитрые навыки дети усваивают в возрасте трех-пяти лет.

Далее следует этап печатных букв (и к этому моменту ребенок уже должен быть знаком с алфавитом). Сначала малыша стоит научить писать палочки (вертикальные, горизонтальные, по диагонали, кружочки и полукруги, овалы. Набив руку на этих деталях, можно приступать к сборке. Начинают, как правило, с самых простых букв – О, С, П, Н, постепенно переходят к сложным – Ю, Ж, Ш и др.

Когда печатные буквы освоены, наступает этап письменных букв. А помогают научиться выводить заглавные и строчные буквы с правильным наклоном прописи – специальные тетради с заданиями, направленными на развитие определенных навыков (писать безотрывно, особым образом соединять отдельные буквы в слова, соблюдать наклон и т. д.).

Приемы для обучения детей письму

Учиться чему-то новому всегда непросто. Чтобы овладение навыком письма проходило с наименьшим напряжением, а занятия не вызывали у ребят сопротивления и не отбили желание ходить в школу, стоит взять на вооружение следующие приемы:

• Показ. Ребенок должен понимать, с чего начинать писать ту или иную букву, как двигать рукой, как сделать закругление, как соединить буквы между собой, а затем из отдельных слогов составлять слово. Для этого ему необходим наглядный пример – как это делается. Воспитатель объясняет способы написания букв, слогов, слов и одновременно показывает – пишет на доске.

• Копирование. Этот прием состоит в обведении образца букв, слогов, слов. Ребенок тренируется делать правильные скругления, учитывать пропорции, выписывать детали (палочки, крючки) нужного размера и нужной формы. Злоупотреблять этим способом не рекомендуется, поскольку ребенок обводит образцы не особо задумываясь, не осознавая, что и зачем он делает.

• Списывание с образца. Если обведение образца тренирует двигательную память и при многократном повторении быстро утомляет, то списывание с предложенного примера задействует способность подражать, воспроизводить то, что перед глазами.

На какие упражнения для обучения детей письму стоит обратить внимание:

• упражнения, развивающие зрительное восприятие (определить предмет по его контурам, узнать недорисованный или перечеркнутый предмет, сложить мозаику);

• дидактические игры, цель которых – развить фонематическое восприятие (выбрать слова с одним и тем же звуком, цепочки слов, речевое лото);

• задания на развитие пространственного восприятия (пройти лабиринт, закрасить клеточки, «расшифровать» рисунок);

• упражнения, развивающие глазомер и мелкую моторику (игры с палочками);

• упражнения, помогающие снять напряжение с мышц плечевого пояса (физкультминутки).

Важно внимательно следить за успехами, помогать и подбадривать его. После занятия обязательно обсуждайте: было легко или трудно? Что получалось лучше? Как думаешь, почему? Над чем ещё потренируемся? Это поможет оценить прогресс и вам, и ребёнку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.

Консультация для педагогов ДОУ «Подготовка к новогоднему утреннику» Новый год – самый любимый праздник дошколят. Поэтому педагоги дошкольных учебных заведений и сами дети очень тщательно готовятся к празднованию.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Подготовка дошкольников к обучению письму»
Опубликовано: 14 января 2025 в 19:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Подготовка дошкольников к обучению письму»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Степанюк (УИ 3017558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД