Получи документы

Картотека игр по подготовке детей к чтению. Четвертая часть

ЕЛЕНА БОЧЕВА
Картотека игр по подготовке детей к чтению. Четвертая часть
▼ Скачать + Заказать документы

Игры со словами

Игры со словами для детей дошкольного возраста – очень увлекательное занятие. Читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Ведь в слоге нет смысла, а каждое слово что-либо обозначает. Пока ребенок учит буквы и пытается читать слоги, он часто не понимает, зачем ему это надо. А прочитав первые слова, радуется новому ощущению: «Я умею читать!» С этого момента ребенку становиться понятно, зачем нужны буквы и сколько всего интересного можно узнать с их помощью.

Публикация «Картотека игр по подготовке детей к чтению, Четвертая часть» размещена в разделах

Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок уже научился уверенно называть слоги слитно, а не по буквам. Для первых игр со словами выбирайте слова, состоящие из 3 букв, например: СОН, КОТ, ЛУК. Постепенно увеличивайте количество букв в используемых для игр словах.

Если ребенку только 4 года, не спешите предлагать читать слова длиннее 5 букв. С 5-летнего возраста ограничений в длине слов придерживаться не нужно.

Карточка 45

«Цепочки слов»

Цель: учиться составлять слова из слогов, учить читать слова, формировать навык осмысленного чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Из картона нарежьте небольшие карточки. На карточках разноцветными карандашами или фломастерами напишите слоги (каждый слог – своим цветом, например НО, РА, МА, ЛО, СИ, ЛА, ПА. На столе перед ребенком выложите карточку со слогом НО. Пусть ребенок ее прочитает. Затем рядом положите карточку со слогом РА. Предложите ребенку и ее прочитать. Затем ребенку нужно прочитать оба слога и назвать получившееся слово (НОРА). Теперь уберите первую карточку (НО, попросите повторно прочитать оставшийся слог (РА). Рядом со слогом РА положите карточку МА. Предложите ребенку прочитать и этот слог, прочитать два слога вместе и назвать новое слово (РАМА). Так, постепенно убирая первый слог и добавляя новый, прочитайте с ребенком всю цепочку до конца: НОРА-РАМА-МАЛО-ЛОСИ-СИЛА-ЛАПА. В этом варианте чтения для ребенка упрощается задача понимания прочитанного, т. к. ему не придется долго думать над каждым отдельным слогом слова: прочитав слог в составе первого слова, во втором ребенок уже просто вспомнит его. В следующий раз подготовьте новые карточки со слогами : ЛИ, СА, МА, КИ, НО, СИ, ЛА, ПЫ. В цепочке с использованием этих слогов получаются слова: ЛИСА-САМА-МАКИ-КИНО-НОСИ-СИЛА-ЛАПЫ.

Карточка 46

«Буква убежала»

Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: картинки с изображением носа, дуба, рака, сыра; гласные буквы – А, О, У, И, Ы, Я, Е, Ё, Ю, Э (из разрезной азбуки или магнитные).

Как играть?

Под картинкой, на которой нарисован РАК, выложите первую и последнюю букву слова (Р и К, оставьте между ними промежуток. Спросите ребенка, все ли буквы слова на месте. Ребенку нужно догадаться, какую букву вставить в слово. Помогите ребенку выполнить задание: вместе с ним протяжно произнесите слово РАК (РААААААК, предложите пробовать вставлять разные буквы и читать образовавшиеся слова. Посмейтесь вместе с ребенком над чудными словами: РИК, РЕК, РУК, РЯК и т. д. Похвалите ребенка, когда он, вставив букву А, скажет, что выполнил задание, и прочтет отгадку. Аналогично подберите пропущенные буквы к словам ДУБ, НОС, СЫР. Чтобы ребенку не наскучила игра, используется не больше 5 слов. Слова, которые ребенок с трудом восстановил, вы может загадать ему снова еще раз. Используйте слова из данного списка: МАК, ЛАК, ШАР, НОС, СОМ, СОК, РОТ, ДОМ, СУП, ЛУК, СУК, ПУП, ЖУК, КУБ, ДЫМ, СЫН, БЫК, РИС, ЛИС, ЛЕС, МЕЛ, МЕЧ, ДЕД. МЁД, ЛЁД.

Усложнение. Загадайте слово без картинки : выложите первую и последнюю буквы, предложите ребенку угадать, какое слово вы задумали. Перебирая гласные буквы, ребенок найдет отгадку и прочитает ее.

Карточка 47

«Закончи слово»

Цель: учиться составлять и читать слова, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов, клей.

Как играть?

Подберите 5-10 картинок. В названии картинок должно быть не более 8 букв. Под каждой картинкой напишите начало слова (желательно, деля слова по слогам). Окончания слов напишите на небольших листочках бумаги буквами того же размера. Предложите ребенку подобрать соответствующие окончания к каждой картинке и прочитать слова.

Вариант: можно играть и без картинок. Но для такого варианта нужно подбирать слова, относящиеся к одному обобщающему понятию, например: названия посуды или мебели, обуви или одежды, деревьев или цветов, транспорта или городов, месяцев или дней недели и т. п. Начала слов запишите в столбик на большой карточке, располагая их ближе к правому краю. Окончания слов напишите на отдельных карточках соответствующего размера. Предлагая выполнить задания, заранее скажите ребенку, из какой группы составляются слова. Когда ребенок будет уверенно составлять слова, можете не объявлять тему задания заранее, а, наоборот, по окончании работы над каждой карточкой спрашивать, как можно все назвать одним словом.

Карточка 48

«Книжка-игрушка»

Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться читать слова, развивать скорость чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: альбом для рисования (на скрепках или на веревочке) – 12 листов, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

С помощью линейки и карандаша разделите альбом пополам таким образом, чтобы одна часть осталась соединенной скрепками/веревочкой. Разрежьте по намеченной линии. Каждый лист получившейся книжечки разметьте посередине и разрежьте, но не до конца, а так, чтобы альбом оставался соединенным посередине скрепками/веревочкой. На каждой левой страничке напишите по одному слогу из данных: КИ, НО, РА, ЛА, ПИ, КО, СА, СИ, ГО, ЛИ, КА, ПО, а на каждой правой страничке – по одному из этого списка: НО, НИ, МА, ПА, ЛА, РА, СА, ТЫ, СИ, ША, ЛЫ, НА. Перелистывая странички в разной последовательности, ребенок будет составлять разные слова. Предложите ребенку листать книжку-игрушку и читать слова, посмейтесь вместе с ним над «забавными» словами типа: РАПА, ГОСА, КИНИ, САНА, порадуйтесь, когда удастся составить «настоящие» слова: КИНО, НОРА, ПОНИ и т. д. Обратите внимание ребенка, что с одним и тем же слогом можно составить несколько слов, например со слогом КО: КОСА – КОТЫ – КОНИ или со слогом РА: ГОРА – НОРА – КОРА. Вариант: сделайте книжку, разделив каждую страницу на 3 части. В каждой части напишите по одной букве из списков. На первых страницах напишите буквы С, Л, Р, К, Ж. Для вторых страниц подойдут буквы О, У, А, Ы, И. На третьих страничках напишите К, М, Н, Т, Р. Листая странички такой книжки-игрушки, ребенок сможет составить слова: СОК, СОН, СОМ, ЛУК, ЛАК, СЫР, СЫН, РОТ, КОТ, КИТ. Получается и смешные слова, например: СЫМ, КАН, ЖУМ, РИТ, КАТ.

Карточка 49

«Универсам»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать речь, развивать мышление.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобиться: бумага, цветные карандаши или фломастеры, игрушки (кукла/мишка).

Как играть?

На листочках бумаги напишите названия разных продуктов: МОЛОКО, СМЕТАНА, КЕФИР, ТВОРОГ, ХЛЕБ, БУЛКА, ПИРОГ, ТОРТ, ПЕЧЕНЬЕ, МАКАРОНЫ, РИС, ГРЕЧКА, СОЛЬ, САХАР, КОЛБАСА, СОСИСКИ, СЫР, КАПУСТА, СВЕКЛА, КАРТОФЕЛЬ, УКРОП, ЯБЛОКИ, ГРУШИ, БАНАНЫ, ЛИМОНЫ. Организуйте «Универсам» : предложите ребенку прочитать слова и разложить их по отделам. Например, все молочные продукты – на стол, овощи – на стул, фрукты – на кровать и т. д. Поручите ребенку роль продавца, а сами исполняйте роли игрушек. Приходите в магазин за продуктами, называйте их, а ребенок будет искать карточку с соответствующей надписью и «продавать» вам товар. Вариант: добавьте в ваш магазин отделы одежды и обуви, сувениров, посуды, книг, бытовой техники, бытовой химии и т. п. Напишите названия соответствующих товаров. Например: ПЛИТА, ХОЛОДИЛЬНИК, УТЮГ, ФЕН, ВЕСЫ, СВЕЧКИ, ФОТОАЛЬБОМ, СЕРВИЗ, КУВШИН, МЫЛО, ШАМПУНЬ, ЗУБНАЯ ПАСТА, СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК, ГЕЛЬ ДЛЯ ДУША.

Карточка 50

«Угощение для зверей»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать мышление.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: картинки с изображением животных (медведь, лягушка, заяц, собака, мышка, кошка, лошадь, белка, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листочках бумаги напишите слова: МАЛИНА, МЕД, КОМАРЫ, ЗЕРНО, ТРАВА, МОЛОКО, МЯСО, РЫБА, КОСТЬ, ОРЕХИ, СЕНО, КАПУСТА, ГРИБЫ. Положите перед ребенком картинки с изображением животных. Предложите читать написанные на карточках слова и раскладывать их под картинками – «угощать зверей», отгадывая, кто что любит есть. Обратите внимание ребенка, что некоторым угощениям будут рады несколько животных. Например, капустой может угоститься заяц и лошадь, грибам будут рады белка и медведь, а мясом можно угостить кошку и собаку и т. п.

Карточка 51

«Сад-огород»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться классифицировать предметы, развивать мышление, пополнять словарный запас.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, сюжетные картинки с изображением сада (деревья) и огорода (грядки, бумага, цветные карандаши или фломастеры, кастрюли (игрушечные или настоящие).

Как играть?

На листочках бумаги напишите названия овощей и фруктов. Ребенку нужно прочитать слова и разложить названия фруктов на деревья, а названия овощей – на грядки. Попросите ребенка закрыть глаза и поменяйте местами 2-5 карточек (из сада переложите в огород и наоборот, предложите малышу найти ошибки и вернуть овощи и фрукты на место. Варианты: найдите картинки луга и клумбы. Подойдут и схематические рисунки, выполненные вами самостоятельно. На карточках напишите названия цветов: ЛАНДЫШ, ПИОН, РОЗА, ПОДСНЕЖНИК, РОМАШКА, ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛИЛИЯ, ВАСИЛЕК, ХРИЗАНТЕМА. Пусть ребенок прочитает слова и разложит их соответственно тому, где могут расти эти цветы. Если ребенок не знает, что колокольчик и ромашка могут расти как в саду, так и на лугу, расскажите ему об этом. Найдите картинки сада и леса. Можете схематически изобразить их сами. На карточках напишите названия ягод: КЛУБНИКА, ЧЕРНИКА, КРЫЖОВНИК, МОРОШКА, РЯБИНА, ЗЕМЛЯНИКА, СМОРОДИНА, МАЛИНА, ГОЛУБИКА. Предложите ребенку разложить названия ягод к картинкам с изображением мест, где они могут расти.

Карточка 52

«Цветик-семицветик»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать внимание, классифицировать предметы.

Возраст: с 4 лет.

Что понадобится: цветной картон, ножницы, клей, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Изготовьте «Цветик-семицветик». Из картона разных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) вырежьте лепестки одинаковой формы. Сделайте серединку (кружочек из белого картона). С помощью клея соедините все детали. На листочках бумаги заранее напишите слова: НЕБО, ДЫНЯ, КЛУБНИКА, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, БАКЛАЖАН, МОРЕ. Предложите ребенку прочитать слова и разложить карточки с ними на лепестки того цвета, какого бывают обозначаемые словами реалии. В следующий раз напишите новые слова, постепенно увеличивайте их количество. Сначала используйте слова, которые обозначают предметы, имеющие только один вариант цвета. Позднее интересно будет использовать для игры названия предметов, которые могу быть разных цветов. Например, слово ЛИСТЬЯ подходит и к зеленому, и к красному, и к желтому лепестку, а слово СЛИВА можно положить и на фиолетовый, и на желтый, и на зеленый лепестки.

Карточка 53

«Слово рассыпалось»

Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться определять порядок в слове, формировать навык осмысленного чтения слов.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На полоске картона произвольного размера напишите слово РУКА. Разрежьте слово на слоги: РУ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, определить последовательность слогов в слове. У ребенка могут получиться и КАРУ, и РУКА. Ребенок, осмысливая варианты сочетания слогов, выберет правильный ответ.

Для данной игры используйте любые слова, состоящие из слогов – слияний (из согласной и последующей гласной букв, например: РЕКА, НОЧИ, ЛЕТО, КОТЫ, САНИ, ЗИМА, ГОРА, НОГИ, ЛИСА, ЖАРА и т. п. В дальнейшем, когда ребенок освоит составление слов из 2 слогов, переходите к заданиям из 3 слогов – слияний. Например, составляйте слова: ДОРОГА, САПОГИ, МОЛОКО, ХОРОШО, СОБАКИ, ХОМЯКИ, ПОГОДА, МОРЯКИ. Вариантов расстановки слогов в этом случае становится больше. Так, при составлении слова из слогов ТУ, ХИ, ПЕ могут получиться «слова» : ХИТУПЕ, ХИПЕТУ, ТУПЕХИ, ТУХИПЕ, ПЕХИТУ и, наконец, ПЕТУХИ. Игра способствует быстрейшему формированию осмысленного, немеханического чтения слов. Как весело будет читать необычные слова! Как здорово находить правильный ответ!

Карточка 54

«Полсловечка»

Цель: учиться определять какие буквы входят в состав слова, учиться узнавать образ буквы по ее фрагментам, учиться читать слова.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: бумага, фломастеры или цветные карандаши, ножницы.

Как играть?

На листах бумаги одинакового размера напишите выбранные вами для чтения слова (для одной игры достаточно 4-8 слов). На каждом листе пишите только по одному слову. Старайтесь писать буквы одинакового размера и стиля, для одной игры используйте фломастер или карандаш одного цвета (а лучше всего печатать буквы на компьютере). Каждую карточку разрежьте вдоль на две части : верхнюю и нижнюю. Скажите ребенку, что слова играют с ним в прятки. Показывайте верхнюю ли нижнюю половинку слов, пусть ребенок прочитает («найдет») это слово, затем подберет среди прочих вторую половинку слова. Сложив две половинки вместе, можно проверить правильность выполнения задания - прочитать слово. Вариант: для игры можно использовать слова из любого «Букваря» или настольной игры: вам нужно просто закрывать полоской из картона верхнюю или нижнюю половинку загадываемых ребенку слов. Для игры нужен плотный картон – такой, чтобы через него не просвечивались спрятанные половинки слов.

Карточка 55

«Путаница»

Цель: учиться составлять и читать слова, учиться определять наличие и порядок букв в слове, формировать навык осмысленного чтения слов.

Возраст: с 5 лет

Что понадобится: буквы из разрезной азбуки или магнитные.

Как играть?

Скажите ребенку, что вы загадали 2 слова. Например, 2 названия животных жарких стран. Выложите на столе буквы О, Л, Ж, Р, Н, А, Ф, С, И. Попросите ребенка угадать, что это за животные и сложить из букв их названия (ЖИРАФ, СЛОН). В следующий раз загадайте 2 животных севера (О, Р, Н, Е, Ж, М, Ь, О, Л – МОРЖ, ОЛЕНЬ) или 2 птицы (О, О, О, И, А, Р, К, Т, С, С – АИСТ, СОРОКА, например. Загадывайте слова на любые темы. Не забывайте говорить ребенку о теме загадки, это поможет ему выбирать варианты ответов. Когда ребенок научится довольно быстро составлять слова из букв, попробуйте не называть тему загадки.

Карточка 56

«Веселая зарядка»

Цель: формировать навык осмысленного чтения слов, учиться запоминать прочитанное.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Напишите на отдельных карточках слова : ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПЕРЕД, НАЗАД, В СТОРОНЫ. Предложите ребенку сделать веселую зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает слова и выполняет команды руками – поднимет руки вверх, разведет руки в стороны, опустит руки вниз, спрячет руки назад, выставить руки вперед. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-4 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок. В следующей игре используйте другие слова – команды: ПОБЕГАТЬ, ПОТЯНУТЬСЯ, НАГНУТЬСЯ, ПОВЕРНУТЬСЯ, ПРИСЕСТЬ, ХЛОПНУТЬ, ТОПНУТЬ, ПРЫГНУТЬ. Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 5-7. Повторяйте одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами. Чтобы играть было веселее, добавляйте команды-задания на произнесение разных звуков. Например: КУКАРЕКУ, МЫЧАТЬ, КВАКАТЬ, ЛАЯТЬ, МЯУКАТЬ. Можете также добавлять команды-слова, которые сообщают, на какой предмет надо стать ребенку похожим. Используйте такие надписи: ПАРОВОЗ, ЮЛА, РОБОТ, ЧАЙНИК, ЗОНТИК, БАБОЧКА, КЕНГУРУ и т. д.

Карточка 57

«Наоборот»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, пополнять словарный запас, учиться находить противоположные слова.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

На листах картона одинакового размера напишите пары слов: ДЛИННЫЙ-КОРОТКИЙ, ШИРОКИЙ-УЗКИЙ, ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ, ТОЛСТЫЙ-ТОНКИЙ, ГЛУБОКИЙ-МЕЛКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ-ЛЕГКИЙ, ДАЛЕКИЙ-БЛИЗКИЙ. Карточки разрежьте пополам так, чтобы на каждой половинке оказалось по одному целому слову. Предложите ребенку прочитать слова и составить из них пары противоположных слов или «слов наоборот» (такое объяснение понятнее ребенку). Вероятно, сначала ребенок будет путать слова6 подбирать к слову ШИРОКИЙ, например, слово КОРОТКИЙ или ТОНКИЙ, а к слову ТОЛСТЫЙ слова УЗКИЙ или МЕЛКИЙ. Помогите ребенку разобраться в различиях между этими словами, можете использовать для объяснения соответствующие предметные картинки. В следующий раз используйте другие пары слов, например: ГРОМКИЙ-ТИХИЙ, ДОБРЫЙ-ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ, СТАРЫЙ-МОЛОДОЙ, ЧИСТЫЙ-ГРЯЗНЫЙ, ПОЛНЫЙ-ПУСТОЙ, МОКРЫЙ-СУХОЙ и т. п.

Обратите внимание! Если вы хотите облегчить ребенку выполнение заданий, используйте для записи слов фломастеры нескольких цветов. Напишите одним и тем же цветом 2-3 пары слов, а для записи других пар поменяйте фломастер. Или используйте картон 2-3 цветов. А наиболее трудный вариант задания – когда все слова написаны одним цветом и на картоне одного и того же цвета.

Карточка 58

«Кто где живет?»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться классифицировать предметы, пополнять словарный запас.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: предметные картинки с изображениями животных (рыба, собака, пчела, лиса, медведь, ворона, белка, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листах бумаги крупными яркими буквами напишите названия домиков животных: АКВАРИУМ, БУДКА, УЛЕЙ, НОРА, БЕРЛОГА, ГНЕЗДО, ДУПЛО. Попросите ребенка прочитать названия домиков и поселить в них животных – разложить предметные картинки к соответствующим словам. Вариант: подберите изображения домиков животных, а названия животных напишите на листочках бумаги. Раскладывайте названия животных к картинкам с домиками. Обратите внимание ребенка, что у некоторых животных домики называют одинаково: у лисы и у мыши – нора, у белки и у совы – дупло, например. Напишите названия домиков домашних животных, подберите, соответствующие картинки с животными. Используйте для игры слова: КОРОВНИК, КОНЮШНЯ, КРОЛЬЧАТНИК, СВИНАРНИК, КУРЯТНИК. Соответственно для этого варианта вам пригодятся картинки с изображениями коровы, лошади, кролика, свиньи, курицы.

Карточка 59

«Профессии»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться находить соответствия, развивать мышление.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, сюжетные или предметные картинки с изображениями людей разных профессий (врач, почтальон, строитель, моряк, водитель, продавец, парикмахер, учитель, военный).

Как играть?

На листочках бумаги напишите слова: ГРАДУСНИК, ШПРИЦ, ПИСЬМО, КИРПИЧ, КАСКА, ШТУРВАЛ, ЯКОРЬ, РУЛЬ, КОЛЕСО, ВЕСЫ, КАССА, НОЖНИЦЫ, РАСЧЕСКА, МЕЛ, КНИГА, РУЖЬЕ, ПАЛАТКА. Разложите перед ребенком картинки с изображениями людей разных профессий. Дайте прочитать слова на карточках, предложите догадаться, к какой профессии относятся предметы, и разложить слова к соответствующим картинкам. Вариант: напишите на карточках названия профессий и подберите картинки с изображениями необходимых предметов. Желательно к каждой профессии подобрать по 2-4 предмета. Играйте аналогично, подбирая предметные картинки к карточкам с названиями профессий.

Карточка 60

«Раскрась картинку»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать мелкую моторику.

Возраст: с 5 лет.

Что понадобится: раскраски, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры. Как играть?

Выберите одну картинку из готовых раскрасок. На частях изображения простым карандашом подпишите названия цветов, которыми нужно их раскрашивать. Дайте ребенку набор карандашей или фломастеров, пусть он читает и раскрашивает картинку соответственно вашему заданию. Часто дети хитрят, выполняя такую работу: они не читают, каким цветом раскрашивать детали, а догадываются по картинке. Для того чтобы ребенку все же захотелось читать названия цветов, задавайте необычные способы раскрашивания обычных предметов. Например, тучу подпишите словом ОРАНЖЕВЫЙ, а листья на деревьях задайте раскрашивать СИНИМ. Или перепутайте цвета фруктов и подпишите: груша – СИНИЙ, апельсин – ЗЕЛЕНЫЙ, банан – КРАСНЫЙ. Как вариант, подпишите животных «неправильными» цветами: волк – РЫЖИЙ, белка – ЧЕРНЫЙ, заяц – ЗЕЛЕНЫЙ, лягушка – ЖЕЛТЫЙ.

Карточка 61

«Транспорт»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться определять порядок букв в словах, учиться составлять слова из букв, развивать внимание.

Возраст: с 6 лет.

Что понадобится: цветной или белый картон, цветные карандаши или фломастеры, буквы (из разрезной азбуки или магнитные).

Как играть?

На листах картона крупными яркими буквами напишите названия видов транспорта, переставив буквы местами. Например: МАЛСЁТО (САМОЛЁТ, ВОПАЗОР (ПАРОВОЗ, СТОВУБА (АВТОБУС, РАКЛЬБО (КОРАБЛЬ, СИЛОВЕДЕП (ВЕЛОСИПЕД). Попросите ребенка прочитать «странные» слова и отгадать, какой вид транспорта здесь зашифрован. Затем из букв разрезной азбуки (или магнитных) сложить словоотгадку. Вариант: таким способом можете загадывать слова на любую тему. Вот, например, какие загадки получатся на тему «Сказочные герои» : ЧАКУШАРЕБ (ЧЕБУРАШКА, ЧКАРУЛОСА (РУСАЛОЧКА, ЖНЕБОЛЕКСА (БЕЛОСНЕЖКА, РЛОСАКН (КАРЛСОН). Обязательно объявляйте ребенку тему загадок: сказочные герои, продукты, города, цветы, животные, учебные принадлежности и т. д.

Карточка 62

«Что лишнее?»

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учить классифицировать предметы, развивать мышление.

Возраст: с 6 лет.

Что понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, фишки (пуговицы, магнитики, геометрические фигурки).

Как играть?

На карточках из бумаги или картона напишите в столбик по 4 слова, составляющие вместе задание «Что лишнее?» Предлагайте ребенку читать слова на каждой карточке, находить лишнее слово и закрывать его фишкой. Просите объяснить, почему выбрано именно это слово. Лишнее слово можно и зачеркивать, но в этом случае каждое задание будет выполнено только один раз, а часто дети хотят повторить игру.

Используйте для игры группы слов из данного списка:

КАПУСТА, РЕПКА, ГРУША, СВЁКЛА. ТАПКИ, ШОРТЫ, САНДАЛИИ, ТУФЛИ.

ЯБЛОКО, МОРКОВЬ, БАНАН, КИВИ. ИРА, НАТАША, СВЕТА, КОЛЯ.

ШУБА, КУРТКА, БРЮКИ, САПОГИ. ОЛЯ, СЕРЕЖА, ВАЛЕРА, ОЛЕГ.

МАМА, СОСЕДКА, БРАТ, СЫН. КАСТРЮЛЯ, ТАРЕЛКА, ШАПКА, ЧАШКА.

СТОЛ, БЛЮДЦЕ, СТУЛ, ШКАФ. ТЕЛЕВИЗОР, ФЕН, КРЕСЛО, МИКСЕР.

МОЛОТОК, ТОПОР, ПИЛА, ВИЛКА. КОРАБЛЬ, МАШИНА, КАТЕР, ЛОДКА.

СОБАКА, ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ. КОШКА, ЛОШАДЬ, КОРОВА, БЕЛКА.

ЖИРАФ, ПИНГВИН, СЛОН, ЗЕБРА. СОВА, ВОРОБЕЙ, ПЧЕЛА, СОРОКА.

БАБОЧКА, ЛАСТОЧКА, СТРЕКОЗА, ШМЕЛЬ.

БЕРЕЗА, КЛЕН, РЯБИНА, РОМАШКА.

РОЗА, ПИОН, ХРИЗАНТЕМА, ПОДСНЕЖНИК.

МУХОМОР, ЛИСИЧКА, СЫРОЕЖКА, ГРУЗДЬ.

Публикации по теме:

Использование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возрастаИспользование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возраста У 2-10% учеников массовой школы препятствием для школьного обучения становится дислексия. Дислексия - состояния, основным проявлением которых.

Картотека дидактических игр для детей 5–6 лет. Часть 1 КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ Картотеку подготовила воспитатель старшей логопедической группы МБДОК «Хрусталик» Шкундина.

Картотека дидактических игр для детей 5–6 лет. Часть 2 КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ Картотеку подготовила воспитатель старшей логопедической группы МБДОК «Хрусталик» Шкундина.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Картотека игр-экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. Часть 1 Солнечный зайчик Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем. Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный свет Выбрав.

Картотека пальчиковых игр музыкального руководителя для детей 3–5 лет. Часть 1 Пальчиковые игры Для детей 3-5 летЛЕТОЛето по полю гуляло. (Шагают пальцами по столу) Лето шило-вышивало Луг – цветами, (Поочередно загибают.

Картотека пальчиковых игр музыкального руководителя для детей 3–5 лет. Часть 2 ЛИСТОПАДПадают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят (Дети плавно опускают руки сверху.

Картотека подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста. Часть 2 № 27 «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ» Цель: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала. На одном конце зала находятся дети – они птицы.

Картотека подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста. Часть 1 №1 "НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ" Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов,.

Консультация для родителей «Роль игр при подготовке детей к школе» Так и все же, что делать, чтобы воспитать полноценную личность? Не забывать о том, что для дошкольника игра выполняет не менее важную роль,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по подготовке детей к чтению. Четвертая часть
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 21:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по подготовке детей к чтению. Четвертая часть» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА БОЧЕВА (УИ 418137) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД