Наталия Сторожук
Консультация «Поддержка спонтанной игры и ее обогащение»
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Спонтанная игра - это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется.
Публикация «Консультация „Поддержка спонтанной игры и ее обогащение“» размещена в разделах
Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребёнок всё лучше и лучше переигрывает её добавляя новые варианты, игра становиться всё более разнообразной и яркой.
Спонтанная игра – это игра без правил. Суть игры – в процессе, в этом заключается ее развивающее значение. Игра – зеркало, отражающее детское мировосприятие, это практическая форма размышления ребенка об окружающем мире. Играя, дети не стремятся к точному копированию действительности, они вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий.
Спонтанная игра учит ребенка ставить цели, учит быть самостоятельным. Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу ребенку. И если в какой –то момент инициатива взрослого будет подхвачена игра и ребенок заиграет самостоятельно, игра становится спонтанной.
Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. По мере обогащения игрового и жизненного опыта дети начинают сами определять, во что они будут играть.
Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем:
- сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;
- потом - с помощью взрослого;
- в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.
Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать предметно-развивающую среду в группе, которая была бы открытой, доступной, трансформируемой и полифункциональной.
В нашей группе предметно-развивающая среда организована с учетом индивидуальных особенностей детей, где они могут реализовать свои интересы – уголок творчества, библиотека, уголок экспериментов, театрализации и конечно же игровая зона. Ребенок сам выбирает в какие игры он хотел бы поиграть. Воспитатель лишь на начальном этапе предлагает какую-то тему или сюжет далее игра переходит в самостоятельную, спонтанную. В группе всегда царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.
Для спонтанной игры важно обогащение детского опыта. Вместе с детьми мы посещаем библиотеку, музей, предлагаем родителям сходить с детьми в театр, посетить интересные выставки, экскурсии, организовать с детьми прогулки по городу, в лес и т. д. Консультируем родителей о важности этих мероприятий и разъясняем что нужно обсуждать увиденное с детьми, поощрять их стремление узнавать мир. Совместно с родителями организуем выставки поделок, проекты, постановку спектаклей, совместные праздники.
В зависимости от темы недели мы просим родителей и детей что они могут принести в группу и показать, познакомить с чем-то новым или важным для них, предлагаем на выбор сделать книжку, может быть какую-то поделку, или составить рассказ, принести фотографии. Например, тема: аквариумные и пресноводные рыбы. Совместно родители с детьми сделали аквариум из картонной коробки, был написан рассказ об аквариумных рыбках, принесены фотографии о посещении океанариума, плакаты о рыбах, видеоматериалы, рыбки-игрушки, книги. Каждый ребенок поделился с другими о своих впечатлениях, рассказал что-то новое для других. Когда ребятам была предложена тема: «Идем в океанариум» включились все. Кто-то сразу пошел строить океанариум, кто-то уже запускал рыб, кто-то думал, чем их кормить, в игру были включены все дети, каждый играл в свою игру, но при этом все дети каким –то удивительным образом взаимодействовали. Воспитатель лишь наблюдает чтобы соблюдалась безопасность, учит детей правильно взаимодействовать если возникают конфликты.
Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире. А чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром. в интеграции с социально –коммуникативной и со всеми областями развития.