Виктория Сергеева
Поддержка детской инициативы в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием успешного формирования инициативности у
дошкольников является поддержка детской инициативы во всех видах
деятельности: в игре, в труде, в познании, в обучении. ФОП ДО выдвигает на
первое место полноценное проживание ребенком дошкольного детства, при
котором он становится субъектом образовательных отношений, а детская
инициатива ставится во главу угла – и как средство развития личности
ребенка, и как цель.
Публикация «Поддержка детской инициативы в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Инициатива дошкольников должна поддерживается в различных видах
культурных практик – разнообразных, инициируемых взрослым или самим
ребенком, основанных на текущих и перспективных интересах ребенка видах
самостоятельной деятельности. Среди культурных практик традиционно
выделяют
следующие
продуктивные виды деятельности, экспериментирование, игра, манипуляция с
предметами, фантазирование, творческая деятельность.
Важными условиями поддержания и развития детской инициативы
являются
правильно
пространственная среда, ее содержательное наполнение, а также грамотная
организация совместной практической деятельности взрослых и детей.
Поддержка детской инициативы является залогом успешного развития
таких
социально-значимых
самостоятельность и способность брать на себя решение задач.
Существуют четыре основные сферы инициативы :
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную
творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное
мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в
разные
виды
конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления»
материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
-
коммуникативная
взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная
функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в
экспериментирование,
деятельность)
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в
утренний отрезок времени и во второй половине дня. Позиция педагога -
поддерживать и поощрять инициативу ребенка в эмоциональном общении
(всегда откликаться на стремление малыша получить доброжелательное
внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и самостоятельные
действия детей.