Алевтина Осипова
Поддержка детской инициативы посредством создания условий для свободного выбора
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка детской инициативы через создание условий для свободного выбора.
Поддержка детской инициативы является одним из важнейших направлений работы педагога детского сада. Необходимость этой работы закреплена в Конституции, в «Концепции модернизации российского образования», в законе «Об Образовании».
Социальный заказ государства - системе образования сформулирован так: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Публикация «Поддержка детской инициативы посредством создания условий для свободного выбора» размещена в разделах
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился раздел: «Поддержка детской инициативы».
Выполняя требования к условиям реализации основной образовательной программы мы опираемся на направления, указанные в пункте 3.2.5. федерального государственного образовательного стандарта,
В них говорится о поддержке индивидуальности и инициативы детей через :
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Что педагог может сделать для создания условий для свободного выбора детьми деятельности?
Для свободного выбора вида деятельности в группе необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы все материалы стимулировали развитие разных видов деятельности и находились в доступном для детей месте.
Среда должна быть вариативна и состоять из различных центров и уголков, наполнена играми, материалами, оборудованием предоставляющим возможность выбора и самостоятельного использования, которые дети могут выбирать по собственному желанию и заниматься в них в свободное время.
Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор : с кем, где, как, во что играть. Для различных видов детской деятельности были оформлены центры.
Так для поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности мы обеспечиваем условия свободного выбора материалов в Центре театра. В данном центре ребенок может найти героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игры драматизации и режиссёрских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, обыграть любимую сказку.
Для поддержки инициативы в познавательно-исследовательской деятельности мы организовали такие центры, как Центр Математики, экологии. экспериментирования.
Центр математики
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал так, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Что там размещено? Блоки Дьенеша, палочки кюизенера, счетные палочки. Дети могут построить из них различные фигуры с помощью карточки с изображением различных фигур.
Центр экологии
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему у нас оборудован природный уголок. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
Так же экологический центр позволяет развивать такой вид деятельности, как элементарный бытовой труд. Для этого в этом центре есть лейки, полочки, лопатки для рыхления, брызгалки.
Центр экспериментирования
центр экспериментирования, представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, алгоритмы проведения опытов.
Для поддержки детской инициативы в речевом творчестве создан речевой центр.
Для поддержки детской инициативы в таком виде деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора созданы книжные уголки.
Книжный уголок является ступенью по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Как именно ребенок может пользоваться им самостоятельно? Что дети делают там по своей инициативе? В уголке есть книги, которыми дети могут пользоваться самостоятельно. Взять понравившуюся книгу и посмотреть её в уголке уединения либо за столом. Поделиться впечатлением о книге с другими детьми.
Центр физической культуры и спорта - для чего? Какой вид деятельности? Направлен на поддержку детской инициативы в развитие двигательной активности
В этом центре у нас есть различные спортивные снаряды. Например: кегли, обручи, мешочки с песком, гантели, массажные дорожки, различные мячи и т д.
Спортивный уголок находится в спальной комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
Игровой центр
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для поддержки инициативы детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. (перечислить) с. р. игра Больница, с. р. игра Летчики, парикмахерская, магазин, аптека и другие игры.
Для поддержки детской инициативы был создан центр конструирования.
Центр конструирования наполнен различными видами конструкторов. Что позволяет детям выбрать разные конструкторы и создать свою постройку по собственному замыслу.
Развитие детской инициативы также способствует созданный нами уголок уединения. Там ребенок может выбрать вид деятельности, например: посмотреть книгу, порисовать или просто посидеть. Порисовать на грифельной доске.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.