Наталья Юрьевна Васильева
Подборка занятий по развитию у детей сенсорного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Тактильно – двигательное восприятие.
Тема: «Ищем клад».
Цель:
1. Учить детей правильно ощупывать предметы, выделяя при этом характерные признаки.
2. Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.
3. Дать детям тактильный и кинестетический опыт.
4. Развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние, через прикосновение к песку.
5. Корригировать тактильное восприятие, мелкую моторику.
6. Активизировать в речи: гладкий, шероховатый, тёплый, холодный.
Публикация «Подборка занятий по развитию у детей сенсорного восприятия» размещена в разделах
7. Помочь детям снять через игру с песком внутреннее напряжение.
Оборудование: песочные часы, разные предметы (гладкие, мелкие, холодные,
шероховатые, песок, вода, кукла Гном.
Ход занятия.
Вводная часть. Пришёл Гном с песочными часами.
- Давайте поиграем в тишину – пока струится песок, нужно молчать. Кто заговорит, выбывает из игры. (Гном принёс тазик с сухим песком).
1. Обследуем сухой песок. Насыпаем песок на ладошку, рассматриваем его; погружаем кисти рук в песок, набираем песок в ладони и просеваем сквозь пальцы, наблюдаем, как он струится.
- Какой песок? (Сухой, мягкий, сыпучий).
- Нарисуем на песке пальчиком узоры:
Бегут в стране песочной
Дорожки из песка,
Течёт в стране песочной
Песочная река.
Дети проговаривают текст считалки, координируя движения с темпом речи.
2. Игра «Ищем клады».
- Гном приготовил нам сюрпризы, они находятся в песке.
Погружаем руки в песок, ищем различные предметы, описываем какой предмет на ощупь. Воспитатель даёт образец описания предмета (гладкий, шероховатый, мягкий или твёрдый и др.).
Дети ищут предметы в песке двумя руками одновременно.
3. Гном показывает детям человечка – гномика, и просит построить ему дом – пещеру. Воспитатель увлажняет песок, дети создают из него горы, пещеры.
- Какой сейчас песок? (Сырой, тяжёлый, вязкий, плотный).
Заключительная часть. Гном предлагает детям в ванночке с сырым песком оставить отпечатки своих рук. Они разные – обратить на это внимание детей.
Тактильно – двигательное восприятие.
Тема: «Водичка – водичка…».
Цель:
1. Улучшить осознание ребёнком самого себя через игры с водой, учить с помощью взрослого высказывать свои чувства, соприкасаясь с различными поверхностями (мокрыми, сухими).
2. Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества предметов
3. Развивать осязание; знакомить со свойствами воды.
4. Активизировать словарь: тонет, лёгкий, тяжёлый, мокрый.
5. Корригировать сенсорное восприятие, умение дифференцировать осязательные ощущения.
6. Воспитывать у детей уверенность в себе, открытого выражать свои чувства.
Оборудование: камушки разных размеров, ракушки, кора, скорлупа грецких орехов,
фен, кукла Гном.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Готовим сюрприз. Ждём Гнома в гости и готовим ему сюрприз – озеро. Вода в нём должна быть приятной на ощупь, тёплой. Дети по очереди наливают понемногу в ванночку тёплой воды. Опускаем на дно камешки и раковины, обследуем их на ощупь.
- Какие камни по весу? Тяжёлые, лёгкие.
Как они опускаются на дно, как они выглядят в воде? (Так, как в руках, или по-другому).
2. Игра «Ищем сокровища». Приходит Гном. Здоровается с детьми. Выражает восторг при виде озера, любуется камнями и просит достать их для него. Хочет построить у себя дома горку из камней. Дети погружают руки в воду, находят на ощупь предметы, угадывают, что нашли, какие они – сухие или мокрые.
3. Игра «Буря». Кору, ореховые скорлупки дети опускают в озеро, дуют на них так, что бы получилась буря, но чтобы они не утонули. (Дети слушают, как плещется вода, когда дует один и когда дуют все: Сравниваем лёгкие кораблики и тяжёлые камешки. Ловим ладонями обеих рук кораблики и размещаем их на берегу для просушки).
4. Игровое упражнение «Лодочка». Дети все вместе выполняют вслед за воспитателем различные движения руками: пропускают воду сквозь пальцы; «ныряют» под воду, двигаются на воде и др.
Заключительная часть. Игровое упражнение «Ветер». Сушим руки феном (воздух разной температуры – тёплый, прохладный).
- Что вы чувствуете, вам приятно?
Прослушиваем феном кораблики, наблюдаем, как изменяется цвет корабликов.
Тактильно – двигательное восприятие.
Тема: «Ждём гостей, завариваем чай».
Цель:
1. Познакомить детей с завариваем чая.
2. Расширять опыт тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения.
3. Обогащение словаря: заварочный, шероховатый, тянется.
4. Корригировать сенсорные ощущения, мелкую моторику, тактильные ощущения, слуховое внимание.
5. Обогащать чувственный опыт детей.
6. Вызвать у детей разнообразные приятные ощущения, помочь детям расслабиться, сблизиться.
Оборудование: чайник заварочный, чай, ложечка чайная, варенье, розетки, кукла
Поварёнок, полотенце.
Ход занятия.
Дети приходят на занятие со своими игрушками – гостями.
1. Вводная часть. Игра «Наши помощники».
- Сегодня нам будут очень нужны глаза, руки, уши и нос. Не забыли ли вы о них?
Проверим всё ли на месте:
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь,
И про животик не забудь
Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями.
2. Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит?»
За ширмой звенят ложечки, кружки, ложечка в стакане с чаем.
Появляется кукла – повар с продуктами и посудой.
(Рассматривание продуктов). (чай).
Обследуем травяной сбор на ощупь (сухой, шероховатый, хрупкий).
Рассматриваем посуду: заварочный чайник (прозрачный, кружка с маленькой ложечкой, уточняем название этой посуды и для чего она нужна.
Воспитатель заваривает чай, проговаривая каждое действие: насыпаем траву; наблюдаем и слушаем, как наливается вода; следим, как опускаются на дно травники. Накрываем чайник полотенцем, обследуем его на ощупь (мягкое, стало тёплым).
Раскладываем варенье в розетки. Определяем, какое варенье, сравниваем запахи, пробуем на вкус, с помощью ложечки показываем, что варенье тянется, льётся.
3. Угощаем гостей. Дети рассматривают игрушки. На заранее приготовленные места, каждый по очереди называет свою игрушку и как с ней играет.
Перед чаепитием все вместе желают гостям приятного аппетита. В процессе угощения дети наливают чай в чашки для своих игрушек, накладывают варенье в розетки.
4. Дидактическая игра «Играем в прятки». Игрушки захотели поиграть в прятки и забрались под одеяло. Каждый ребёнок ищет под одеялом свою игрушку среди других на ощупь.
Заключительная часть. Поём песенки, а игрушки танцуют под музыку.
Слуховое восприятие.
Тема: «Путешествие в страну звуков».
Цель:
1. Пробудить интерес к восприятию различных звуков; повысить навыки осознания детьми звуков, которые их окружают.
2. Активизировать в речи: звенят, шуршат, стучит.
3. Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
4. Упражнять в умении подбирать слова действия к существительным.
5. Воспитывать умение полнее при помощи звуков воспринимать окружающий мир.
Оборудование: деревянные кубики, газета, ложки деревянные, железные, запись
шумов кухни; картинки с изображением кухни, ванной комнаты,
игровой комнаты, спальной комнаты.
Ход занятия
Вводная часть.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков, а полетим мы в эту страну на самолёте. (Дети изображают самолёты, шум мотора у-у-у. Синхронно с движениями рук перед грудью (заводим моторы; ритмичные движения с изменением звука в разном темпе и с разной силой голоса.) Полё т: дети двигаются врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
1. Игра «Что – как звучит?»
Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные)
- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?
- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).
2. Игра «Угадай – ка»
Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи ( звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением (кухня). Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.
3. Заключительная часть
Изображаем полёт на самолё те: дети встают друг за другом, двигаются парами за воспитателем, вращают руками, как вращается пропеллер, имитируют шум мотора.
Слуховое восприятие. Блок «Мир звуков»
Тема: «Кто в теремке живёт?».
Цель:
1. Учить детей воспринимать и дифференцировать на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов, реагировать на изменение звучания определённым действием.
2. Упражнять в умении передавать характер животного, используя музыкальный инструмент.
3. Активизировать словарь: неуклюжий, косолапый, быстрый, прыгает.
4. Продолжать учить подбирать слова определения к существительным заяц, медведь, лиса.
5. Воспитывать желание выражать свои чувства и представления о мире используя музыкальные инструменты.
Оборудование: игрушки Медведь, Заяц, Лиса; музыкальные инструменты – барабан,
металлофон, дудочка.
Ход занятия.
Вводная часть.
Игра с пальчиками. Поочерёдное соединение всех пальцев с большим начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной рукой, потом другой, потом – другой (на ударные слоги) :
1–2 1-3 1-4 1-5
Ёж, медведь, барсук, енот
1-5 1-4 1-3 1-2
Спят зимою каждый год (смена рук)
1-2 1-3 1-4 1-5
Волка, зайца, рысь, лису
1-5 1-4 1-3 1-2
И зимой найдёшь в лесу.
1. Игровое упражнение «Кто в домике живёт?»
Загадки о животных:
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос.
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт.
По мере отгадывания загадок появляется игрушка.
- Животные принесли музыкальные инструменты. Каждое животное принёс свой инструмент, но они перепутали, у кого какой был инструмент. Давайте скажем медведь – какой он?
- Неуклюжий, косолапый. Как ходит медведь?
- Заяц, какой он? Маленький, быстрый.
- Лисичка, какая она? Она хитрая, ходит медленно.
Физминутка.
- Давайте походим как мишки, зайки, лисички.
2. Рассматривание инструментов, как они звучат. (Послушать каждый инструмент). Сравниваем звучание музыкальных инструментов с характером и передвижениями животных.
3. Инсценируем и озвучиваем животных.
Музыканты, у кого инструменты играют ни на своём инструменте. Дети актёры у кого какая игрушка (заяц, медведь, лиса). Показывают движениями этого животного.
Заключительная часть.
Игровое упражнение «Кто прячется в домик?». Педагог играет на музыкальном инструменте, животные прощаются и уходят в домик.