Папки-передвижки

Подборка речевых игр по лексическим темам (часть 1)

Регина Новикова
Подборка речевых игр по лексическим темам (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

Подборка речевых игр по лексическим темам (часть 1)

Растения

1. Назови правильно:

Новогоднее дерево.

Сушеный виноград.

Нераспустившийся цветок.

Сплетенные в кольцо цветы.

Из чего сделан Буратино?

Это растение обвивает все, что растет на его пути.

Плодами этого кустарника можно посвистеть.

Какое растение может нас обжечь?

Часть дерева, липнущая к телу в бане.

Часть дерева, находящаяся под землей.

2. Назови одним словом.

Помидор, огурец, капуста, картофель.

Апельсин, лимон, банан, груша.

Публикация «Подборка речевых игр по лексическим темам (часть 1)» размещена в разделах

Земляника, голубика, черника, костяника.

Смородина, вишня, крыжовник, облепиха.

Вороний глаз, волчье лыко, жимолость.

Липа, береза, дуб, клен.

Сосна, кедр, ель, пихта.

Астра, тюльпан, гладиолус, роза.

Ромашка, василек, одуванчик, колокольчик.

Герань, алоэ, фикус, кактус.

Маслята, опята, грузди, лисички.

Поганка, мухомор, ложные опята.

Петрушка, укроп, сельдерей.

Лебеда, осот, вьюнок.

Подорожник, зверобой, душица, мать – и – мачеха.

3. Знаешь ли ты, почему растению дано такое странное прозвище – мать- и – мачеха?

А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, это мать. А верхняя, наоборот, жесткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали: мать и мачеха. Какие лечебные свойства у мать – и – мачехи?

4. Прослушай перечень слов, постарайся его запомнить:

Мята

Душица

Полынь

Лебеда

Ландыш

Подснежник

Роса

Дождь

Иней

Снег

А теперь, как можно точнее, ответь на следующие вопросы:

- Сколько всего слов было произнесено?

- Есть ли в этой группе слов названия трав? Перечисли их.

- Есть ли в этой группе слов названия цветов? Перечисли их.

- Подумай, во сколько групп можно объединить эти слова. Назови каждую группу.

5. Назови растения, которые обладают определенными свойствами, признаками. Например: про какие растения можно сказать, что они сочные и съедобные – груша, яблоко, арбуз, апельсин и т. д. ;

Зеленые и мягкие;

Гладкие и твердые;

Хрустящие и вкусные;

Сладкие и полезные;

Горькие и вредные;

Колючие и живые;

Душистые и яркие;

Кудрявые и высокие.

6. Послушай стихотворение:

А у наших у ворот

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочка на нем, не цветочка на нем,

А чулки и башмаки, словно яблоки…

Вообрази чудо – дерево. Нарисуй его. Дай название. Расскажи, где оно растет? Чем плодоносит? Как за ним ухаживать?

Овощи. Фрукты. Ягоды.

1. Ответь правильно.

- Овощ, который нужно тянуть из грядки всем семейством.

- Лакомая внутренняя часть капусты.

- Что находится в корзине у растения, которое всегда повернуто к солнцу?

- Жилище гороха.

- Сушеный абрикос.

- Колючий кустарник со съедобными ягодами.

- Апельсин больше похож на лимон или яблоко? Чем они похожи? Что у них разное?

- Сказка об овощах.

- Какая ягода может быть красной, черной или белой?

- Что крупнее: вишня или черешня?

2. Объедини слова в пары. Объясни признак группировки:

Груша, виноград, морковь, капуста;

Капуста, перец, репа, свекла;

Слива, яблоко, абрикос, груша;

Земляника, вишня, голубика, смородина;

Чеснок, сельдерей, петрушка, лук;

Кукуруза, пшеница, рожь, подсолнух;

Черника, клюква, рябина, малина;

Крыжовник, облепиха, вишня, черешня.

3. Подбери слово, для которого подходят следующие определения:

Кислый, горький, сладкий, соленый - …

Свежий, малосольный, маринованный - …

Томатный, сливовый, виноградный - …

Вишневое, сливовое, клубничное - …

Сушеные, моченые, свежие - …

Гречневая, овсяная, рисовая - …

Индийский, цейлонский, краснодарский - …

4. Представь, что у тебя есть апельсины, лимоны, груши. Разложи на шести блюдцах по два фрукта так, чтобы набор плодов на всех блюдцах был разным.

5. Послушай шуточное стихотворение Н. Кончаловской.

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена –

Садовод любовался на всходы.

Утром он поливал,

На ночь их укрывал

И берег от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

«Ни в земле, ни в воде,

Никогда и нигде

Мы таких овощей не встречали!»

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Объясни, как получились эти веселые слова: репуста, огурбузы, помидыни, редисвекла, чеслук, сельдерошек, моркофель, баклачки, спаржовник.

Попробуй нарисовать необыкновенные фрукты и овощи из стихотворения Н. Кончаловской, а лучше придумать самому и нарисовать эти чудо – овощи и чудо – фрукты.

Животный мир

1. Назови правильно

Царь зверей

Лошадь в тельняшке

Сумчатый попрыгун

Самое упрямое животное

Пчелиная стая

Чем питается паучок?

Кто ест комаров?

Как называется зверь, умеющий строить на реках плотины?

Делают ли запасы еды зайцы?

Кто является санитаром леса?

2. Назови одним словом, а лучше двумя.

Грач, скворец, ласточка, стриж.

Голубь, воробей, ворона, синица.

Снегирь, свиристель, зимородок.

Курица, утка, гусь, индейка.

Лещ, щука, окунь, судак.

Акула, скумбрия, камбала.

Лошадь, корова, свинья, собака.

Жираф, крокодил, бегемот, обезьяна.

Белка, заяц, лиса, волк.

Олень, тюлень, морж, белый медведь.

Стрекоза, комар, муха, кузнечик.

3. Раздели животных или птиц на две группы. Объясни признак группировки.

Петух, курица, гусь, гусыня.

Утенок, цыпленок, утка, курица.

Коза, баран, овца, козел.

Поросенок, собака, свинья, щенок.

Корова, медведь, лошадь, еж.

Носорог, крокодил, белый медведь, тюлень.

Олень, заяц, белка, лось.

Леопард, заяц, тигр, кролик.

Шимпанзе, бобр, мышь, мартышка.

Чайка, синица, лебедь, дятел.

Коршун, соловей, жаворонок, ястреб.

Скворец, воробей, ласточка, голубь.

Жаба, гадюка, лягушка, уж.

Оса, муха, пчела, муравей.

Журавль, лягушка, цапля, рыба.

4. Вспомни, кто где живет и постарайся правильно соединить слова правой колонки с левой.

Конюшня Волк

Курятник Медведь

Берлога Белка

Нора Муравей

Муравейник Свинья

Дупло Курица

Скворечник Собака

Гнездо Скворец

Конура Мышь

Свинарник Корова

Коровник Ласточка

Логово Лошадь

Почва Пчела

Улей Дождевой червь

5. Давай проверим, хорошо ли ты знаешь названия животных

Составь цепочку из 10 и более слов, обозначающих название животных, так, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой в последующем.

Например: бык – кролик – корова - …

Скажи, какие из перечисленных тобой животных являются героями русских (татарских) народных сказок?

Домашние животные

1. Назови правильно.

Сушеная трава.

Любимое лакомство козы.

Дикий родственник свиньи.

Корова в детстве.

От каких животных получают молоко?

Сила этого животного определяет мощность двигателя.

Железная скоба, прибиваемая к конскому копыту.

Какие звери были бременскими музыкантами?

Как называется домашний родственник зайца?

Меняет ли шерстку кролик?

2. А сейчас сам придумай загадку, используя опору:

Что делает? Кто такой же?

Например: Скачет, но не кенгуру.

Ест сено, но не корова.

Перевозит грузы, но не верблюд.

Ржет, но не зебра.

Кто это?

3. Расскажи, какую пользу приносит человеку:

Корова - …

Овца - …

Пчела - …

Гусь - …

Курица - …

Как узнать по яйцу, не разбивая, вареное оно или сырое?

Как без воды сварить яйцо вкрутую?

4. Сравни, чем похожи и чем отличаются:

Собака - волк;

Гусь - лебедь;

Лошадь - зебра;

Свинья - кабан;

Кролик - заяц.

Птицы.

1. Подумай и ответь.

Как можно сразу отличить птиц от других животных?

Белобокая птица.

Красногрудая птица.

Летающий барабанщик.

Какие птицы могут быть почтальонами?

Какая птица часы не имеет, время разумеет?

Как можно назвать птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.

Кто днем спит, а ночью летает, прохожих пугает?

Самая большая птица в мире?

Кто из воды сухим выходит?

2. Поясни, почему о птицах сложились такие поговорки:

Как с гуся вода.

Глухая тетеря.

Заладил, как дятел.

Забился, как сыч.

3. Вспомни, какая птица чем питается, а затем закончи предложение.

Синица – птица …

Снегирь – птица …

Ястреб – птица …

Слова для справок: хищная, насекомоядная, зерноядная.

4. Представь птицу. Подбери слово, характеризующее ее, из первой колонки. Ответь, почему ее так называют?

Неуклюжая Сова

Мудрая Синица

Шустрая Индюк

Надутый Утка

Важная Цапля

Длинноногая Павлин

Расфуфыренный Ворона

Сизый Голубь

Голосистый Лебедь

Стройная Соловей

Мир предметов и веществ.

1. Поверь или проверь.

Растительное масло делают из подсолнечника, сои, рапса и т. д.

Сахар – из свеклы и сахарного тростника.

Ситец – из хлопка.

Бумагу – из древесины.

Шпроты – из кильки.

Бензин – из нефти.

Белый хлеб – из пшеничной муки (пшеницы).

Манную крупу – из пшеницы.

Шоколад – из какао – бобов и сахара.

Материалом для покрытия дорог является асфальт.

2. Подбери к названному слову подходящие по смыслу. Повторять слова нельзя. Постарайся уложиться за 1 минуту.

Например: волшебная палочка.

Трусливый - … острый - …

Теплое - … счастливый - …

Утренние - … дрессированная - …

Кедровые - … кипяченая - …

Золотое - … трудная - …

Круглое - … жирная - …

Колючий - … сладкая - …

Цветочные - … прозрачная - …

Голосистый - … звонкая - …

Пасмурный - … любимая - …

3. А сейчас задание посложнее. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами.

Про какие предметы можно сказать, что они :

Твердые и жидкие;

Холодные и газообразные;

Теплые и непрочные;

Прочные и вредные;

Сырые и сухие;

Твердые и мягкие;

Пушистые и колючие;

Широкие и удобные;

Душистые и жидкие;

Мокрые и подвижные;

Хрустящие и вкусные.

4. Постарайся объединить в своем воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом. ( Например: даны слова «волосы» и «вода», почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем или волосы, которые моют) Дай волю своему воображению.

Телевизор - шоколад;

Стакан - коридор;

Ноготь - журнал;

Паук - кресло;

Лупа - палец;

Сосулька - ножницы;

Картинка - лужа;

Котлета - песок;

Бегемот - пальто;

Мыло - яблоко.

5. Назови как можно больше различных способов применения названных предметов: соль, пластиковая бутылка, скалка, гвоздь, камушки, опилки…

Например: газета. Из газеты можно сложить веер, головной убор, подложить ее под неустойчивые предметы, сделать пробку для бутылки, занавесить окна, упаковать вещь, обернуть книгу …

6. Отгадай, что это?

Он пузатый, он не жирный,

В тюбетеечке всегда,

Молчаливый, очень смирный,

Не выходит никуда.

Но как только он напьется,

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюется –

Уж от сор не уберечь…

Назови слова, помогающие найти отгадку. Какие бывают чайники (по цвету, материалу, величине?

Задай как можно больше вопросов про чайник.

Давай придумаем новый чайник:

- чтобы он не остывал (был как термос);

- чтобы он сам делал воду чистой и полезной;

- чтобы сам заваривал чай;

- чтобы пел смешные песенки и т. д.

Публикации по теме:

«Уход за комнатными растениями». Конспект открытого занятия в средней группе Тема: «Уход за комнатными растениями» Программное содержание: 1. Развивать интерес к комнатным растениям; 2. Продолжать обучать детей описывать.

Конспект занятия по экологии «Уход за комнатными растениями» (вторая младшая группа) Задачи: Образовательная: уточнить представления о частях растения: листья, стебель, корень, цветок, о их функциях; уточнить первоначальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка речевых игр по лексическим темам (часть 1)
Опубликовано: 21 января 2015 в 18:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подборка речевых игр по лексическим темам (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Регина Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД