Антонина Титова
Консультация «Почему запугивание ребенка в воспитательных целях непродуктивно?»
Почему запугивание ребенка в воспитательных целях не продуктивно?
Страх – чувство, которое испытывает человек перед опасностью. Испытывая его, у нас «включается» инстинкт самосохранения. Поэтому, если мы хотим получить личность с развитым эмоциональным интеллектом, то не стоит полностью исключать страх из жизни подрастающего человека. Но страх этот должен быть разумным и оправданным. Так, детям необходимо рассказывать о стае беспризорных собак, о незнакомце, которые может подойти на улице или позвонить в дверь. Но запугивать ребенка полицейским, врачом, Бабайкой (или другими вымышленными существами, не следует. Такое запугивание в будущем может иметь серьезные последствия. Вот некоторые из них:
Публикация «Консультация „Почему запугивание ребенка в воспитательных целях непродуктивно?“» размещена в разделах
-Неврозы.
-Тревожность.
-Неуверенность в себе.
-Недоверие к взрослым и миру в целом.
-Заикание.
-Энурез.
Зачем же взрослые, осознанные родители прибегают к такому методу быстрого подчинения? Именно для сиюминутного выполнения их требования. В тот момент, когда у родителей не остается сил, времени, терпения, а может быть и аргументов, и других способов воздействия на чадо, они говорят сокрушительные фразы: «Не будешь спать (убирать игрушки, придет доктор и поставит тебе укол», «Не будешь слушаться, тебя заберет дядя». Примеров можно приводить бесконечное множество. И ребенок, действительно, не захочет укол, не захочет, чтобы его забрали, сделает все, о чем Вы его просите.
Давайте же разберем, какое влияние оказывают подобного рода фразы на психику ребенка. Во-первых, испытав страх однажды, в подсознании ребенка будут снова и снова возникать устрашающие образы. То есть, ребенок постоянно будет находиться в состоянии стресса. Развивается тревога, чувство незащищенности, нарушение сна и аппетита, изменчивое настроение. Во-вторых, запугивая врачом, происходит внушение ребенку, что доктор, укол, обследование это плохо и страшно. Тогда не нужно удивляться, почему ребенок наотрез отказывается от посещения педиатра. В-третьих, у ребенка возникает страх остаться одному (если дядя все-таки придет и заберет). Ребенок начинает думать, что он настолько плохой, что от него легко отказываются самые близкие его люди. «Родители любят меня, только когда я слушаюсь, когда хорошо себя веду. Если я что-то не сделаю, они отдадут меня, они перестанут меня любить. Я плохой». Здесь сам собой напрашивается вопрос- родители, а Вы точно хотели добиться осознания Вашим ребенком своей ненужности? В-четвертых, дети вырастают. Уже в младшем школьном возрасте, они понимают, что Бабайка- вымышленный персонаж, его не существует. И вот теперь, дети начнут сомневаться в правдивости слов родителей. Значит, они его обманывали тогда? Возможно, и теперь они говорят неправду, обманывают, чтобы вновь добиться желаемого? Таким образом, пропадает доверие к родителю. В будущем пропадет доверие к окружающему миру. Пока дети верят родителям безоговорочно, постарайтесь сохранить это доверие.
Конечно, в жизни родителя могут возникнуть ситуации, с которыми он не может справиться, когда поведение малыша не понятно, когда не получается преодолеть нахлынувшую обиду (а иногда гнев и злость). Что же тогда делать? Как дать понять ребенку, что его поведение неприемлемо, что он поступает плохо? На самом деле, предлагаемый путь решения не так прост, здесь нужно потратить время, научиться управлять своим состоянием, быть более терпеливым и сдержанным, но этот путь наиболее верный и продуктивный.
Когда Вам обидно, когда поступки малыша Вас огорчают, возникает естественное желание отстраниться от источника огорчения. Но сделать это можно экологично, сказав «Мне сейчас не хочется с тобой играть, я расстраиваюсь, когда вижу такое поведение» «Мне сейчас нужно побыть одной, успокоиться». Таким образом, Вы показали ребенку, что его поступок Вас огорчил. Не сам ребенок плохой, а поступок. Но Вы не уходите из жизни малыша, не бросаете его, не отказываетесь от него, а просто оставляете его на время, чтобы разобраться в своих эмоциях и чувствах. Вы остаетесь доступны для него.
Обычно ребёнок ведет себя плохо не назло окружающим: он ведёт себя так, как смог придумать, как сам умеет. Ребенок испытывает определенную потребность, которую необходимо удовлетворить, но не знает, как можно это сделать по-другому. Задача родителя- показать, как вести себя правильно, а ребёнок должен этого не понять и не запомнить. Ребенка нужно учить не только правилам и нормам поведения, но и принимать себя, свои чувства. Ребенку не понятен смысл фразы "Убирай игрушки, а не то. " Ему необходимо объяснить для чего игрушки нужно убрать: чтобы в следующий раз их легко можно было достать, чтобы они не потерялись, чтобы было удобно ходить и они не мешали". Важно сохранить самооценку ребенка, научить его воспринимать себя нужным, значимым и успешных. Мысли о том, что он плохой, что у него ничего не получится, будут всплывать в его подсознании длительное время.
Чтобы поведение малыша наладилось, ищите другие способы воздействия. Поговорите о последствиях того или иного поступка. Непослушание перед сном можно исправить правильной организацией вечернего времени за два часа до сна. Если ребенок так и тянется к опасному месту - установите замки, уберите все опасные и хрупкие предметы, сделайте вокруг него безопасное пространство. Бывает, дети не согласны с одеждой, которую им предлагают одеть. Пусть одевается на свой выбор, ориентируясь на свои предпочтения, даже если Вам его выбор кажется странным, даже если вещи не сочетаются между собой. Начинайте сборы заранее, если ребенок испытывает потребность в самостоятельном одевании. Если ребенок учиться самостоятельно кушать- застилайте стол салфетками, но не отбирайте у него ложку- пусть учиться самостоятельности. Не сразу, но аккуратно есть он научится. Пусть начинает одеваться уже тогда, когда Вы еще допиваете кофе. Возможно, ребенок сам устанет и попросит помощи, когда Вы выйдете в прихожую. Предложенные методы, более затратны (во времени и усилиях, но стратегически более выигрышны для развития самостоятельности, для спокойного развития нервной системы ребенка.