Махлиё Султонова
Консультация «Почему ребёнок присваивает себе чужие вещи и что с этим делать»
▼ Скачать +Заказ
1. Личные страдания ребёнка.
Если родители вечно заняты, у них не хватает время на общение с детьми, или общение ограничено сугубо деловыми и бытовыми причинами (накормить, спать уложить, в детский сад отвести и т. д., не удовлетворяются базовые потребности: физические, в защите и любви. То ребёнок начинает испытывать дефицит любви и внимания, что приводит к поиску стимулов, которые помогут ребёнку восполнить нехватку внимания по отношению к себе и своему поведению. Поэтому одной из причин детского воровства является непреодолимое навязчивое желание обратить внимание взрослых на себя, на свои проблемы, на свой внутренний мир. Ворующий ребёнок – это несчастный ребёнок, дошедший до отчаянья, и действия его являются сигналом бедствия для взрослых.
Публикация «Консультация „Почему ребёнок присваивает себе чужие вещи и что с этим делать“» размещена в разделах
-Будьте внимательны по отношению к своему ребёнку, уделяйте внимание не только быту, но и его внутреннему миру, содержанию детских рассказов;
-Интересуйтесь, как прошёл его день, чем он занимался, что ему сегодня запомнилось больше всего и т. д.
-Выделите ежедневное время на совместную деятельность с ребёнком, заниматься можете хоть чем, главное вместе.
2. Возрастные особенности.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических особенностей, которые очень часто толкают ребёнка на действия, которые с точки зрения моральных ценностей взрослого человека считаются весьма недостойными. Хотя с точки зрения ребёнка-дошкольника они весьма допустимы и естественны. Во-первых, ребёнок дошкольного возраста склонен к импульсивным действиям, подверженности сиюминутным желаниям и порывам, чаще всего применительно к воровству, это является обладанием какой-то определённой чужой вещи (на фоне не развитых волевых процессов, процесс завладения чужими вещами ускоряется). Во-вторых, ребёнок дошкольного возраста не умеет ещё эмоционально предвосхищать события собственной жизни, до 6 лет у них не сформированы причинно-следственные связи. Ребёнок склонен проживать собственную жизнь «здесь и сейчас», не задумываясь о последствиях.
Рекомендации:
-Если вы наказываете ребёнка за проступок, помните о правиле, что наказание должно быть равноценно проступку, в данном случае, было бы целесообразным заставить ребёнка вернуть присвоенную вещь и извиниться;
-Формируйте волевую сферу ребёнка – закаливайте, приучайте к спорту, наведению порядку в своих вещах, планировать свою деятельность, соблюдать режим дня. Ребёнок-дошкольник нуждается во внешнем контроле (со стороны родителя, постепенно переходящим, во внутренний (когда он сам сможет регулировать свои волевые процессы);
3. Недостаточно развитая коммуникативная сфера.
Если у ребёнка не складываются отношения в коллективе, возникают частые конфликты в среде сверстников, ребёнок нарушает личные границы других людей (детей в том числе, то, скорее всего у ребёнка недостаточно сформирована коммуникативная сфера. Естественно, у таких детей сформировано враждебное отношение к своему окружению, для них характерны мстительность и агрессивность. И в ситуации кражи, такие дети руководствуются принципом «Украду, чтобы отмстить обидчику».
Рекомендации:
-Формируйте у своего ребёнка коммуникативный опыт и культуру общения, чаще ходите в гости и приглашайте приятелей детей к себе, так вам будет проще отслеживать проблемы взаимоотношения детей и корректировать их;
-Помогайте ребёнку разрешать конфликтные ситуации, но только в корректной форме, не вмешивайтесь, а наставляйте, объясняйте, проигрывайте проблемные ситуации;
-Развивайте эмпатию – способность к сочувствию, дайте понять ребёнку в приемлемой форме, как чувствует себя ребёнок, лишившийся дорогой ему вещи, предложите ребёнку поставить себя на его место, спросите, чтобы чувствовал он в такой ситуации.
4. Не сформированы нормы социального поведения.
Если, родители сами «не чисты на руку», и несут домой всё, что «плохо лежит», да ещё и афишируют свои «подвиги» в кругу семьи, возводя себя в ранг героя – «всё в семью, всё в дом», безусловно, что дети начинают копировать такое поведение, и тоже «радуют» маму или папу собственным вкладом в «семейную чашу».
-Рассказывайте или читайте детям сказки, которые помогают дифференцировать такие понятие как «что такое хорошо, и что такое плохо»;
-Не нарушайте личные границы своих детей, если вы хотите, чтобы ребёнок чётко понимал, что «чужие вещи брать без спроса нельзя», вы должны сами соблюдать это правило, в том числе и по отношению к ребёнку, если вы хотите что-то у него взять – не забудьте спросить разрешения, и только после получения согласия, возьмите