Гриценко Елена
Почему не слушаются дети?
▼ Скачать + Заказать документы
"Для ребенка не существует невозможного
потому, что он не знает,
что возможно,
а что нет"
(К. Д. Ушинский)
Все чаще родители обращаются с вопросами, почему ребенок капризничает, упрямиться, не слушается взрослых и т. д. Они просят советов и рекомендаций того, чтобы добиться полного послушания их малыша. Однозначно ответить на вопрос детского непослушания - невозможно. Причин, от которых зависит, почему ребенок не слушается, множество. Самое важное в этом вопросе, принадлежит воспитанию, а если взрослый не будет знать особенностей развития детей, то поведение ребенка будет соответствующим. Если не принимать во внимание такие действия ребенка, как стремление к самостоятельности, к подражанию взрослых, способности к волевым усилиям, к жажде открытий, то не будет возможности понять мотивацию детских поступков.
Публикация «Почему не слушаются дети?» размещена в разделах
Как дошкольник реагирует на те или иные возникающие для него ситуации, многое будет говорить о результатах его воспитания. Упрямство, капризы и непослушание детей говорит о недостаточном авторитете взрослого, окружающего его. Дошкольник пойдет на контакт с тем взрослым, которого он любит, кому доверяет и считает его добрым и справедливым.
Ребенку говорят: "Мы пойдем гулять в парк завтра. " А почему нельзя пойти гулять сейчас, немедленно, малыш не понимает, и он начинает настаивать и капризничать. При этом родители обычно раздражаются. Дело в том, что обе стороны не понимают друг друга. Для того, чтобы ребенок выполнял просьбы взрослого, он должен ясно представлять себе то, что от него хотят. Указания родителей должны быть конкретными, только тогда они достигнут положительного результата. Н. И. Пирогов писал: "Чтобы судить о ребенке верно и справедливо, нам нужно не переносить его из его сферу в нашу, а самим переселиться в его духовный мир". Дети не способны думать и мыслить как взрослые, у них не имеется достаточного запаса знаний и опыта.
Часто родители отчитывают своих детей забывая о том, что ребенок живет более эмоционально и непосредственно, а заниматься рассуждениями они начинают по мере взросления.
Стремление малыша к познанию мира, доставляет взрослым беспокойство. Ребенок постоянно что-то спрашивает или разбирает какую-нибудь игрушку, чтобы узнать что там внутри, и взрослые негативно к этому относятся. В таких случаях ребенку нужно создать условия для накопления жизненного опыта.
Семья для ребенка - самое ценное. В ней он учится любить, делать открытия, приобретать опыт, и только в семье формируется личность ребенка. И какова будет жизнь взрослых в этой семье, таков будет пример и подражание для малыша. Только в здоровом семейном микроклимате, в атмосфере любви и доверия, вырастет гармонично развитая личность.
Внутрисемейные традиции скрепляют семью, создают стабильность и обеспечивают счастливое детство ребенку. Даже самые разумные и продуманные педагогические методы не повлияют положительно на малыша, если отношения между всеми членами семьи неблагоприятные. Не менее важное место в семье занимает трудовое воспитание. Участвуя вместе со старшими в общих делах по дому, ребенок хорошо осознает свою причастность к семье.
Немаловажное место занимает эмоциональная атмосфера в семье. Например, в одной семье все возникающие ситуации, разрешаются спокойно, без раздражения, в результате чего ребенок приучается реагировать на спокойное обращение к нему. В другой семье, наоборот, общение ведется с раздражением и криком. Понятно, что в атмосфере крика и ругани, ребенок не может развиваться полноценно.
Обычно непослушание проявляется в тех случаях, где не отрегулирован режим. Если ребенок будет все делать неупорядочено, впоследствии он не сможет быть дисциплинированным. Например, недоспал - капризничает, вовремя не пообедал, станет просить что-нибудь сладкого. Когда ребенок посещает детский сад, и его режим совпадает с домашним режимом, то воспитателям и родителям в этом случае будет легче формировать организационное поведение и дисциплину.
Основная деятельность дошкольника - это игра. В ней дети учатся усваивать нравственные и моральные правила. Они любят когда с ними играют взрослые. В игре у детей развивается самостоятельность, инициатива и активность. Они сами придумывают во что будут играть, определяют сюжет и распределяют роли. Взрослый, принимая участие в детских играх, имеет возможность направлять деятельность ребенка целеустремленно и грамотно.
Итак, для того, чтобы дети вас слышали необходима согласованность и последовательность в действиях взрослого. Если один из родителей разрешает все и не ставит никаких запретов, а другой наоборот все запрещает, то это будет одной из важных причин детского упрямства, капризов и своеволия. Только согласованность требований обоих родителей может создать условие для выполнения правильных норм поведения ребенка.