Лариса Литвинова
Консультация «Почему мой ребёнок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему мой ребёнок не говорит?
Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей.
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу к 3 годам.
Публикация «Консультация „Почему мой ребёнок не говорит“» размещена в разделах
Очень важно отметить следующие признаки:
1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
5. Нет проблем со слухом.
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
1. Социальные.
2. Физиологические.
Причины внешние:
1. Отсутствие у ребенка мотивации.
2. Отсутствие примера.
3. Двуязычие.
4. Излишняя требовательность.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
1. Наследственность.
2. Неврологические проблемы.
3. Нарушения работы органов артикуляции.
4. Нарушение слуха.
К кому обратиться:
• Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
• Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
• Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
• Не откладывайте визит к логопеду и дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Как помочь своему ребёнку.
Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты — логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.
Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.