Ольга Романова
Эссе «Почему я решила стать педагогом»
▼ Скачать + Заказать документы
Сколько нужно ласки и заботы –
Каждого простить и каждого понять.
Благодарна и трудна работа –
Ежедневно маму заменять.
Представляла ли я когда-нибудь в детстве, что стану воспитателем в детском саду? Нет, ни разу. В школьные годы я хотела стать учителем, как бабушка. Она у меня была чистокровная дворянка, очень интеллигентная, харизматичная, преподавала немецкий язык в школе №8, и я не от одного человека слышала восторженные похвалы в ее честь. Когда училась в университете, писала статьи в студенческую газету и мечтала стать журналистом. Воспитателем устроилась ненадолго, чтобы двухлетняя дочка легче привыкла к детскому садику. Дочка привыкла. Перешла из яслей во вторую младшую группу, потом в среднюю, старшую… Выпустилась, пошла в школу. Сейчас она уже в седьмом классе, а ее мама так и осталась в детском саду)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
До сих пор вспоминаю свой первый день на работе. Моя сменщица стала собираться домой, и я с ужасом спросила ее: «Я что, с ними одна останусь, что ли?» Вот так начался мой путь в педагогике. Первые годы он был довольно тернистым, и мне очень помогли советы методиста, поддержка коллег. Но больше всего я благодарна детям. Так получилось, что попала в подготовительную группу. Почти сразу поняла: дети лучше всякого детектора лжи чувствуют твои сомнения, неопытность и неуверенность. Поэтому я не стала притворяться, что лучше всех все знаю, и нередко спрашивала детей, как поступить в той или иной ситуации. И меня очень тронула их искренняя готовность помочь, поддержать, поделиться своими мыслями. Именно потому, что дети помогли мне поверить в себя как в воспитателя, я осталась в этой профессии.
Через полгода я выпустила свою первую группу и набрала малышей. Это уже совсем другая история. Надо было найти подход к каждому из них, чтобы ревущий кошмар превратился в маленькое сокровище. С Викой мы смотрели на рыбок, с Егором проверяли, что мама точно пошла на работу, а не притаилась в приемной, с Колей обязательно надо было найти червяка на прогулке… Каждый малыш становился мне все ближе и ближе, и когда они перестали плакать при виде меня, и начали улыбаться, заходя в группу, я была просто счастлива. Когда ребенок доверяет тебе, делится своими мыслями, переживаниями, это все равно, как если он положил бриллиант тебе на ладошку – большая ценность, которую страшно потерять.
Но воспитатель - не только поддержка. Приходится быть и другом, и учителем. Да, ребенок в детском саду не освоит биологию с физикой, и мы не дадим ему аттестат об образовании. У нас другие предметы, не менее важные: умение дружить вместо алгебры, формирование произвольного внимания вместо физики. В детском саду ребенок усваивает множество новых знаний и умений. Нужно научиться делиться с другими, уважать мнение других и не бояться высказать свое. Научиться делать выводы, выстраивать логические цепочки. Научиться следовать инструкции и научиться самостоятельно планировать свою деятельность. Уметь сдерживать негативные эмоции, понимать чувства других детей, сопереживать. А еще развить фонематический слух, мелкую моторику, сформировать экологические представления… Да их не перечислишь, все предметы, которые должны бы войти в наш дошкольный аттестат. Поэтому НОД - только верхушка айсберга, ведь маленький ребенок делает открытия на каждом шагу.
Я поняла, что у детей есть дар, которого, к сожалению, уже лишены взрослые – видеть мир в первый раз. И если ты хочешь быть хорошим воспитателем, жизнь в группе не должна напоминать наезженную колею, нужно предоставить детям возможность удивляться, каждый день узнавать что-то новое.
Поэтому воспитателю ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, приходится быть инициативной, самой постоянно учиться. Приходится постоянно заниматься самообразованием. Здесь помогают и методические разработки, и Интернет, и опыт коллег. Больше всего меня привлекает проектная деятельность и, в частности, создание мини-музеев в детском саду. Известно, что опыт, полученный самостоятельно, усваивается на всю жизнь. Проекты позволяют ребенку выступать в роли первооткрывателя, учат его планировать свою деятельность, он выступает не как пассивный объект обучения, а как соучастник. Краткосрочные, недельные проекты («Перелетные птицы», «Насекомые нашего участка» и т. д.) позволяют рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, получить неоднократную и полную информацию, дать прочные знания.
Долгосрочные проекты помогают не только изучить выбранную тему, но и привить ребенку общечеловеческие ценности. Самым запоминающимся долгосрочным проектом для меня стал мини-музей хлеба.
Мини-музей позволяет систематизировать знания, интегрировать различные образовательные области. Экспозиции сменялись, многие оформлялись самими детьми, велика была помощь родителей. Тут была и история крестьянского труда, и открытия первобытных людей, и экспериментальная деятельность, перечислять можно долго. Конечно, дети узнали много новых профессий, научились делать соленое тесто, развивали моторику, экспериментировали, выращивали ростки овса и пшеницы. Но самое главное – научились ценить труд, хранить традиции предков, работать в команде, высказывать и отстаивать свое мнение.
Я считаю, что миссия педагога – в том, чтобы найти таланты ребенка, сохранить и развить его оригинальность, способность к творчеству. А для этого ребенок должен жить в атмосфере дружелюбия, любви, понимания, поддержки. Должен знать, что окружающим интересны его идеи. Воспитатель должен заслужить доверие ребенка, расположить его к себе, стать помощником ребенка, способным подсказать, научить, посоветовать.
Сейчас, после 12 лет работы, я уверена, что воспитатель – самая лучшая профессия. Тут надо быть и учителем, и журналистом. И актером, и психологом, и художником, и дизайнером, и ученым-экспериментатором, иногда даже индейцем и первобытным человеком. Я – воспитатель детского сада, и для меня это не просто профессия, это отдельная жизнь, которую я проживаю, оказавшись в детском саду. Здесь никогда не бывает скучно, каждый день готовит новые радости, приключения, открытия. Я очень люблю детей, потому что они от чистого сердца делятся своим даром видеть мир во всех его красках. И я счастлива, что у меня есть возможность помочь им познать этот мир. Не заставить выучить, не только давать готовые знания, а заинтересовать, помочь делать открытия самостоятельно.