Святова Людмила Анатольевна
Консультация для родителей «Почему дети кусаются и как реагировать на такое поведение»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребёнка в детский сад - важный этап в его жизни.
Он сопровождается изменением привычной для него обстановки: режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребёнку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются. У воспитателей, родителей и дошкольников возникают различные проблемы и одна из самых острых - «кусачество».
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели относится к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Темочки:
Физиологическая потребность кусаться наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо - режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдаёт себе отчёта в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
Эмоциональные проблемы связаны с тем, что примерно с 1 года малыш кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром - рту.
Поведенческие особенности указывают на то, что с полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример - смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно, только если ребенок продолжает кусаться в 4 года и старше. В этом случае необходима консультация врача-психоневролога.
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так…
Первая причина, связана с тем, что в раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Стремление «попробовать на зуб» не только игрушки, но и других людей, может быть связано с желанием приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями - ребенок кусает, когда он очень зол и раздражён. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами. Ребенок понимает, что его обидели, что произошёл акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.
Одним из факторов может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома (рождение младшего ребенка, ссоры между родителями, слишком много запретов и слова «нет!»).
Бывает, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.
Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на прогулку, чтобы они стали гораздо менее агрессивными. Активные и сильные дети так могут демонстрировать свои лидерские качества.
В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.
Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка:
Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза в глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем». Если малыш попробует кусаться снова в этот момент, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.
Объясните крохе, что кусаться - это больно. Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким агрессором не стоит вступать в договорные отношения.
Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса вы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.
Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется - накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Предложите малышу порвать бумагу (на ней может быть изображен символ причины агрессии, если он известен). Покидать в стену мяч, побоксировать в подушку (для этого устройте соревнование «Кто самый сильный?», «Кто самый меткий?»)
Поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».
Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подаётся пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите кусаке наложить пластырь на место укуса пострадавшего, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться - в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твёрдость взрослых тренирует у ребенка чувство понимания (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
Если вы видите, что ребёнок приближается к другому с намерением укусить - предотвратите это. Сядьте на корточки, поймайте его взгляд - приложите свою ладонь ко рту ребенка. Постарайтесь озвучить его желание (Ты хочешь играть этой игрушкой? Заняли твой стульчик? Тебе тесно?.) и предложите вариант решения вопроса. Давай сделаем так:.
Проговаривайте с кусакой правила для чего нам даны зубки, ручки, ножки. Придумывайте добрые поступки и действия для них.
Обводите ладошки ребенка на бумаге - дорисовывайте элементы добра. (Держит шарик, птичку, конфету.) Ступни ребёнка - играет в футбол, купается в море, бежит по тропинке. Рисуйте рот в улыбке - вылетают добрые слова, надувает шарик, вылетают нотки, ест мороженое.
Проигрывайте правила поведения с цветными флажками - зеленый/жёлтый - можно, красный - нельзя.
Предлагайте кусакам в момент раздражения твёрдые дольки яблока, моркови, капусты. То, что можно грызть и снять копящееся напряжение в челюстных мышцах.
Можно просматривать мультики и читать - рассматривать иллюстрации книги, где главный герой - Людоед (Баба Яга) Формировать отрицательный образ - какой он злой, отвратительный, с ним никто не хочет дружить. (например, в сказках: «Кот в сапогах», «Джек и бобовый стебель» «Мальчик - с - пальчик», «Волшебник Изумрудного Города», «Терёшечка», «Гуси Лебеди»). (В сказках в подобных отрицательных героях наши предки отыгрывали правило безопасности для детей - не подходить к незнакомому взрослому, не уходить далеко от дома. Хотя, кто знает, возможно они так же искали и способы работы с детьми-кусаками) И выводить на осознание, - как хорошо, что они бывают только в сказках. Потом в момент кусания напомнить ребёнку - «Как-так? Ты же не людоед! Не Баба Яга!» Тем самым отослать к отрицательному якорю. И вывести на позитив - «Ты же добрый, весёлый, и зубки у тебя для красивой улыбки, для правильных добрых слов, чтобы жевать пищу, и ты вырастишь сильным и добрым, чтобы все хотели с тобой дружить».
В большинстве случаев такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения. Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается - имеет смысл обратиться к специалисту.
Родителя должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша.
К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает, животным (издевается, малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.