Татьяна Кирюшатова
Плетение из талаша — забытое искусство Кубани. Работа с талашом в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Заселение кубанских земель началось по приказу Екатерины Второй, с целью укрепления южных российских рубежей. Люди, заселившие кубанские земли привезли с собой культуру, традиции, обычаи. Они не только оберегали южные рубежи России, но и активно развивали сельское хозяйство.
Перепаханные поля и степи засевались различными культурами: пшеницей, подсолнечником, тростником, сахарной свеклой, кукурузой и т. д.
Публикация «Плетение из талаша — забытое искусство Кубани, Работа с талашом в ДОУ» размещена в разделах
Кукуруза, как злаковая культура, занимала не последнее место в жизни кубанцев. Зерна кукурузы являлись ценным пищевым продуктом, как для людей, так и для животных. Початки кукурузы сушили, связывали бечевкой в своеобразные гирлянды, развешивали в комнатах, сараях, на чердаках. Стволы кукурузы шли на корм скоту, а так же использовались для укрепления хат и куреней, из них изготавливали плетни, ограды для задерживания снега. Сердцевина початка кукурузы использовалась как герметичное закупоренное средство. Сердцевинами кукурузных початков топили печи, при сжигании сердцевины угли издавали своеобразный запах и давали жар, используемый для выпечки хлеба. Из золы, оставшейся после сжигания сердцевины кукурузного початка, делали щелочной раствор для стирки.
Кубанские казачки при уборке и заготовке кукурузы обратили внимание на особенности листьев, окружающих кукурузный початок - кукурузные рубашки или талаш. Талаш имеет разные цвета и оттенки (от светло-коричневого до молочного, при увлажнении очень податлив, легко связывается, сплетается в косички, легко прошивается нитью. Таким образом, наряду с лозоплетением, на Кубани появился новый вид ремесла – плетение из талаша. Из талаша плели бечевки, коврики, подставки под чугуны, корзины, кошелки, короба для хранения сухих продуктов и белья.
К сожалению, некогда распространенное на Кубани ремесло, оказалось незаслуженно забытым. В наше время его возрождение привлекает многих преподавателей технологии, ИЗО, воспитателей ДОУ.
Плетение из талаша, как и другие кубанские ремесла, может занять достойное место в региональном компоненте образования, начиная с дошкольного возраста, ибо в прежние времена наши предки начинали приучать детей к рукоделию именно с 4-5 лет.
Талаш – удивительный природный материал, дающий большие возможности сближения ребенка с родной природой, культурой и традициями своих предков. Как и работа с различными природными материалами, работа с талашом формирует первые трудовые навыки, воспитывает бережное, заботливое отношение к природе. В процессе систематических занятий, изготовления различных по степени сложности поделок, детская рука приобретает точность, уверенность, совершенствуется координация движений, пальцы становятся более гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к дальнейшей учебной деятельности к школе.
Большое влияние оказывает работа с природным материалом и на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, цветовую гамму и т. д.
Начинать знакомство с талашом в ДОУ лучше всего с простых элементарных поделок. Например, с аппликаций. Высушенные листья талаша педагог заранее разглаживает утюгом. Затем уже дети самостоятельно вырезают из него нужные формы, наклеивают на картон, согласно замыслу.
После аппликации можно перейти к поделкам, требующим одну-две перевязки нитью. Так, начиная с самой простой – рыбки, можно перейти к осьминожку, сделав всего две перевязки (голову, оставшиеся кончики талаша заплести в восемь косичек – восемь ножек.
Кстати, плетение косичек из талаша, можно вынести в процессе обучения отдельной темой: показать детям деление листа на три части, научить простому плетению косичек из трех полосок. Позднее, сплетенные косички можно будет скручивать в колечки и уже из них делать интересные аппликации.
После изготовление простых поделок, можно перейти к поделкам более сложным. Детям очень нравится мастерить из талаша куколок. Изготавливать куколок будет гораздо интереснее после проведения предварительной работы : здесь и рассказы о куклах наших прабабушек, сказки о традиционных народных куклах, рассматривание иллюстраций с игрушками казачат и т. д.
Наши предки не делали куклам черты лица, веря в то, что через глаза и рот в куклу может вселиться душа. Мы же на своих занятиях можем нарисовать куколкам лица фломастерами, сделать глазки из бусинок, семян яблок, груш, арбуза, калины, акации.
Очень интересно в детских работах их талаша смотрятся разноцветные атласные ленты. Ленты можно вплетать куколкам в косички, завязывать бантики, украшать лентами передники, юбочки, рукава.
Из куколок можно составлять различные композиции, обыгрывать различные сюжеты из жизни наших предков. Например:
- мама ведет дочку в храм,
- кукольный хоровод,
- семейный праздник,
- в лес за грибами, дровами, ягодами.
Игрушки и поделки из талаша, изготовленные собственными руками, вызывает у детей яркие эмоции, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка. Изготовление той или иной поделки требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении поделок дети учатся анализировать, слышать и выполнять инструкцию взрослого, планировать последовательность своих действий, контролировать себя по ходу работы. При изготовлении коллективных композиций у детей формируются доброжелательные, дружеские отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.